Не каждый коллажист готов рассказать о своих секретиках и поделиться ими с широкой общественностью. Валерия Мейзлес не из таких! Начав коллажный путь три года назад, она уже нащупала собственный стиль и коллажный дзен. Своим опытом и находками Валерия поделилась в этой статье.

Меня зовут Валерия Мейзлес, я действующий художник-коллажист из Молдовы. Уже более 3-х лет я занимаюсь коллажем и добилась неплохих результатов: набрала свою аудиторию; провела несколько выставок; сотрудничала с художниками, которые для меня казались чем-то непостижимым; получала комплименты от людей, которыми восхищалась; а ещё мой коллаж будет красоваться на бутылке элитного коньяка в Гонконге. Это лишь малая часть моих достижений за прошедшие 3 года.

Что же такое коллаж? В моём понимании, это достаточно аутентичное течение, не требующее ничего, кроме фантазии и умения отдаваться моменту, отпуская контроль. В нём притягательно всё: от похода по блошиным рынкам в поисках ценной макулатуры, до приклеивания фрагментов. В результате получается самое что ни на есть настоящее искусство!

Я решила поделиться с человечеством опытом: своими принципами и коллажными приёмами, которыми пользуюсь регулярно. Пора отдаться случаю, позволить фрагментам, журналам и другой макулатуре жить своей жизнью, параллельно помогая им фиксироваться на холст!

 

Мои принципы

  • Делай как можно больше вырезок из журналов и прочей макулатуры, складывай их в отдельную папку, они тебе пригодятся.
  • Не думай о том, как «правильно» вырезать ту или иную картинку. Действуй резко, и интуитивно.
  • Никогда не жалей о вырезанном фрагменте. Он ещё обязательно тебе понадобится.
  • Покупай больше винтажной и старой макулатуры. Именно в них сила.
  • Правило трёх. Старайся делать не меньше 3-х коллажей за раз. Но при этом, если даже первый не получается, не мучайся, отдохни.
  • Помни, коллаж — дитё случайности, так дай уже наконец случиться случайностям, не поддавайся контролю.
  • Используй в качестве основы фотографию, добавляй к ней слоями вырезки и другие фотографии. Не бойся многослойности, в некоторых работах это очень кстати.
  • Посторонние предметы. Они имеют место быть. Пуговицы, нитки, заклёпки. Экспериментируй.

 

Приёмы
Эти приёмы я регулярно использую и именно в них я нашла себя.

Приём №1
Слово о главной фотографии. Не нарушай минималистичность, позволь одной фотографии занять всё место. Затем дополняй реальность, используй фрагменты, ранее вырезанные из других фотографий. Это один из моих самых любимых приёмов, он достаточно простой, но одновременно притягивает своей непонятностью. Это именно то, что нужно.

 

Приём №2
Нитки. С недавних пор мне очень полюбились нитки. Перевязывая работу, ты как бы фиксируешь её здесь и сейчас. Как правило, это всегда выглядит интересно и достаточно интригующе, что же там под нитками?

 

Приём №3
Правило двух. Тут всё просто. Разрежь пополам вертикально или горизонтально две любые фотографии. Возьми половинку каждой фотографии и почувствуй, как они начинают взаимодействовать друг с другом. Это отличный приём, чтобы показать ассоциациативные связи между теми или иными предметами.

 

Приём №4
Печать. Печатая на уже готовом коллаже, ты выводишь его на новый уровень. Это могут быть слова, буквы, и даже фотографии.

 

Приём №5
Правило пустого листа. Если совсем нет идей для будущей работы, раскидай заранее заготовленные фрагменты на пустой лист или холст. Эти фрагменты начнут жить своей жизнью, и тебе останется только наблюдать. Иногда полезно быть просто наблюдателем не нарушая естественную гармонию.

 

Приём №6
Дополняй реальность. Этот приём, на первый взгляд, работает очень просто. Но не всё так, как кажется. Вспомни приём №1, но дополняй главную фотографию не абы чем, а фрагментами, подходящими по текстуре, цвету или линиям. Продолжи чью-то ногу рукой, которая по всем линиям идеально вписывается именно в эту фотографию. Не забывай, здесь важна ювелирная точность.

 

Говорить о коллаже можно бесконечно. Подходы к его созданию и техники очень многообразны. Это всегда тайна и недосказанность, которую каждый интерпретирует по своему.


Текст и коллажи: Валерия Мейзлес