Коллажные масштабы не ограничиваются листочками формата А4, да и вообще выходят далеко за стандарты ISO 216, заполоняя собой все поверхности. Наталья Науменко рассказала, как внезапно покорила сцену и сделала коллажные декорации для спектакля «Незнайка в Солнечном городе» в Северодвинском драматическом театре.
Никогда бы не подумала, что увлечение коллажем даст возможность попробовать себя в качестве художника театра. Началось всё с того, что мои житейские коллажи на какой-то выставке обратили на себя внимание: до этого момента в нашем городе Северодвинске таким не занимался никто. И поступило заманчивое предложение сделать театральную постановку, используя не традиционные декорации, а проекцию коллажных работ.
Наверное, точнее будет назвать это всё не коллажем, а аппликацией из проверенных материалов: бумаги скрап, цветного картона, разноцветных бумажек с элементами дорисовывания.
Спектакль решили делать по сказке Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» под режиссурой Анастаса Кичика. Мне, как художнику, нужно было продумать несколько локаций. Цветочный город — откуда начинается путешествие героев, Солнечный город – мегаполис, в котором зашкаливает технический прогресс, ну и другие площадки, в которых разворачивается сюжет: больница, зоопарк, дорога из города в город, тюрьма, цирк, театр эстрады.
Сразу было решено, что коллажи не должны быть статичными, а наоборот, анимированными, все детальки должны были двигаться. Так и получилось: цветочки колыхались на ветру, пчелки и стрекозы перелетали с цветка на цветок, кораблик плыл по реке, облака летели по небу. Но самым запоминающимся был поезд! По сюжету Незнайка с друзьями случайно выезжают на железнодорожные пути прямо перед идущим составом. Локомотив буквально в затылок дышит нашим героям, шипя, гудя трубами, опасно вращая стрелками на циферблатах, обдавая малышей клубами дыма из своих паровых двигателей. Причём, композиция сцены была выстроена так, что поезд ехал по направлению к зрителям, прямо на них, посекундно увеличиваясь в размерах, так что эффект от сцены был просто потрясающий по своему эмоциональному накалу.
Конечно же, только одни коллажи-аппликации не смогли бы дать такой яркий эффект. Делала их я, а заставлял двигаться, «оживлял», погружая картинки то в день, то в ночь, архангельский видеохудожник Сергей Жигальцов.
В общей сложности, мы готовили спектакль месяца 4 и всё у нас получилось, постановка прошла на ура, и очень радостно, что первый блин получился не комом!
Текст и коллажи: Наталья Науменко
Фото: Ирина Минина