Британские учёные раскрыли информацию о втором Режь да клей ФЕСТе, который проходит в галерее «На Песчаной» с 3 по 31 июля 2021 года. И теперь мы смело и гордо можем рассказать, что творится на курсах фестивальной Школы коллажа. А если быть точнее, то сегодня мы похвастаемся иллюстрированным сборником «БЗыЖ», созданном с нуля на курсе «Пиши, кромсай и Хокусай» под предводительством Еленищи Гордеевой и Нины Фрейман. Рассказывает очевидец и участник безобразия — Нина:

 

 

Чтобы сделать «БЗыЖ», необходимы:
— брюкоклёшные и рукокрюкие;
— космонавт и водолазка, склонные к BDSM;
— орёл и репка,
— летальный аппарат;
— поток сознания, текущий сквозь окна пражских домиков (примерно 3500 знаков);
— Валя (одна в трёх лицах);
— мораль и устойчивость в сексе;
— антропоморфный диван и не менее антропоморфная минералка;
— птицекрыл, леволап и психотерапевт.
Одним коллажным богам ведомо, откуда всё это взялось. А в итоге получился «БЗыЖ».

 

 

Соединить коллажную иллюстрацию и творческое письмо — всё равно что соединить наконец разлучённых в детстве сестру и брата. Об их родстве красноречиво говорит множество родинок на очевидных и не очень местах. При долгожданной встрече новообретённые родственники так и норовят пуститься в болливудский пляс. Спасибо Оле Кирсановой, которая предоставила им условный танцпол и вообще воссоединила.
В первый же день курса Лена Гордеева мягко поставила коллективное бессознательное на метафорические рельсы. А я подтолкнула. И понеслось.

 

Кузя на ножках Алёны Матюковой

 

Программу творческого письма, оно же creative writing, мы придумали вместе с мужем, Борисом Судаковым. Мы занимались по ней с самыми разными людьми, от студентов-социологов НИУ ВШЭ до фотографов, детских психологов, писателей и музейных работников. Для нашего с Леной Гордеевой курса «Пиши, кромсай и Хокусай» я отобрала, пожалуй, самые экстремальные упражнения и придумала самые специфические задания. И коллажисты справились с ними беспрецедентно хорошо — такой безбрежной внутренней свободы, как у людей с ножницами наперевес, ещё поискать. Особенно если эти люди только что иллюстрировали мемы, любовались переработкой коллажных тел и делали коллажные автопортреты без глаз, ртов и носов под началом Е. Гордеевой.

В нашей группе оказались как настоящие профессионалы в области работы с текстом (редактор Валя Матвеева и сценарист Наталья Шинелёва), так и люди, которые писать не привыкли. Но все, как один, вернее, как одна, выдали такое, что моя педагогическая и редакторская ипостаси были на седьмом небе от счастья. А ипостась коллажистская жутко завидовала, что у неё нет времени как следует проиллюстрировать все эти тексты под чутким и нежным руководством Еленищи Гордеевой.

 

Репка Анны Соколовой

 

Еленище мощь — она как будто дирижировала удалым разношёрстным оркестром, в котором были все возможные и невозможные инструменты от гармони до условной мотыги. Только дирижёры часто ругаются, а она нет.
Временами возникало ощущение, что нас несёт куда-то на своенравном ковре-самолёте, и непонятно, где же и когда же мы в итоге прилунимся. Но вот Оксана Романова выдала роскошные лимерики про самоклеющуюся улитку и саморежущего рака. Эмма Буйлес предложила к публикации пикантную космическую одиссею. Александра Монахова с помощью блестящих монологов рассказала историю любви своих бабушки и дедушки. Алёна Матюкова вспомнила, как защитила диплом, а потом с ней случился очень странный голубь. В Ирину Кутузову вселился Джеймс Джойс и пошёл бродить по Праге. Валя Матвеева взяла интервью о Вале Матвеевой у Вали Матвеевой. Наталья Сергеева переосмыслила роль Гоши (он же Гога, он же Жора) в мировой истории. Анна Соколова превратила «Репку» в официально-деловой эпос с участием Жучки-Кусучки. Маргарита Родичева познакомила Дивана Михайловича с Аммонитой Тархановной (не спрашивайте, просто читайте). Ну а Наталья Шинелёва, кажется, за считанный час написала сценарий для любовно-фантастической фильмы с участием Птицекрыла и Леволапа. И они тут же всё это заколлажировали! Гениальные люди, что сказать. Впрочем, есть что сказать сверх этого: спасибо всем, кто делал «БЗыЖ». Вы потрясающие! Спасибо, Еленища Гордеева — я успела не только попреподавать, но и поучиться у тебя иллюстраторским тонкостям и звонкостям. И, конечно, спасибо Оле Кирсановой, которая сшила нас всех вместе в единый неделимый «БЗыЖ». Как сказал Поэт —

«Встань, коллажист, и бзыж, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Ты БЗыЖем жги сердца людей».

Именно этим и занимаемся.

 

Счастливый редактор Нина в 11 часов вечера держит в руках ещё тёплый, прямиком из принтера, «БЗыЖ»

 

А теперь листаем «БЗыЖ» и радуемся.

">

 

 

БЗыЖ-редакция
Главный редактор: Нина Фрейман
Арт-директор: Еленище Гордеева

Пишуще-режущая братия:
Оксана Романова
Валя Матвеева 
Эмма Буйлес
Александра Монахова
Алёна Матюкова
Наталья Сергеева
Ирина Кутузова
Анна Соколова
Маргарита Родичева
Наталья Шинелёва

Дизайн, вёрстка, пре-пресс: Оля Кирсанова

Издательскый домъ «Режь да клей»
Москва
13-16 июля 2021

 

Коллаж Оксаны Романовой для «БЗыЖ»