Уже четвёртый месяц, если приглядываться, в Москве можно заметить маленьких бумажных людей, появляющихся и исчезающих то там, то тут. Иван Симонов, друг и товарищ бумажных ребят, рассказал, откуда они взялись и как заставили себя приклеивать.

 

malenkieludi-04

 

Кто такие #маленькиелюди и как они оказались на улицах Москвы?
Эта история началась с фотографии. Сначала меня привлекло соотношение размеров людей с окружающей их действительностью. Бескрайнее море или огромная стена, вдоль которой идёт пешеход, толпы людей на смотровой площадке на горе и т.д. Таких примеров можно найти множество. И всё это настолько меня захватило, что я стал снимать соответствующие серии. И вот после отдыха в Сочи у меня собралась коллекция тематических фото про отдыхающих. При просмотре отснятого материала, мне вдруг стало интересно создать контраст — вырвать человека из его привычного контекста. Поместить одно пространство в другое. Так родилась идея коллажа. Сначала я распечатал просто фотографии 13х18 см на домашнем принтере и пошёл клеить их на стены и сточные трубы Москвы.

 

malenkieludi-02

malenkieludi-03

 

Коллажем для меня является даже не столько само распечатанное фото и его деформация при помощи ножниц, сколько последующий монтаж в фотографии, запечатлевающей результат. Я постоянно интегрирую маленькихлюдей в живую среду. Таким образом они возвращают себе исходное состояние и уравниваются с живым человеком: по размеру и по качеству (оба приобретают формат 2D).

Мне часто задают вопрос: «Почему ты делаешь их такими маленькими?». Тому есть несколько причин. Одна из них это банальное удобство в распечатке и поклейке. Маленькихлюдей я ношу почти всегда с собой в кармане и клею при удобном случае, когда найду подходящее место. Другая причина — это сам формат — мне нравится, как смотрятся маленькиелюди, в своем гиперуменьшенном размере человеческие проявления приобретают комичный, ироничный и абсолютно сюрреалистичный вид. Многие абсолютно тривиальные вещи, которые совершает человек, могут показаться настолько несуразными и смешными, что даёшься диву.

 

malenkieludi-27

 

Ещё одна из причин это вседоступность маленькихлюдей: картинка размером 7 на 2 см может позволить себе любую выходку. Например, я распечатал мужиков в трусах на море с удочками и наклеил на столб напротив бутика на Петровке. Их бы сорвали тут же, будь они большого размера, однако маленькие, они не вызывают никакого интереса со стороны работников бутика, а на фото создается целостность картины, высмеивающей материалистическое отношение к современности. Любой стикер, это монтаж действительности в двух плоскостях, той, что происходит в самой действительности вокруг меня в момент поклейки и той, что происходит в сюжете коллажа.

Ещё одним из интересных примеров является появление маленькихлюдей на II Биеннале уличного искусства «Artmossphere». На входе стояли столы для гостей, на один из них я положил горсть маленькихлюдей. Многие подходили, смотрели, кто-то забирал с собой. Так что это супер удобный формат.

 

malenkieludi-07

 

Помимо размера, чем ещё для тебя определяется малость людей?
Ты говоришь сейчас о социальных проявлениях людей? Т.е. подтекст а-ля Гоголя «маленький человек в шинели?» Я вряд ли здесь использую какой-либо другой подтекст, кроме как размера, масштаба и их соотношения. Я не выбираю для коллажа какую-то определённую социальную группу и не поднимаю каких-то остросоциальных тем. Для меня это лишь зеркало, отражение реальности, и фиксация на ней. Да, у меня есть персонаж — женщина, которая держит плакат «Мусорный пакет Яровой на помойку», но это лишь потому, что она мне попалась на глаза, и в ней было живое действие.

Мне кажется в этом проекте важной мыслью именно его открытость и свобода (ненаправленность). Любой прохожий, любой проходящий мимо в любой момент может оказаться заснятым и стать частью маленькихлюдей. В этом, наверно, есть главная его особенность и такое уравнивание всех со всеми.

 

Я хотела узнать, чем именно для тебя определяется малость и есть ли это в проекте. Но на вторую часть ты уже ответил.
Всё равно я не до конца понимаю, что ты имеешь ввиду под малостью.

 

malenkieludi-06

malenkieludi-14

 

Ну вот в том-то и дело, что когда говорят «маленькие люди» у каждого свои ассоциации. У кого-то карлики, у кого-то фрезеровщики, у кого-то мелкие душонкой существа. Есть ли у тебя какая-то ассоциация помимо размеров?
Нет, нет, абсолютно. Название только говорит о размере. Если, кстати, в моих работах, можно проследить какую-то направленность и сложить представление о том, что я кому-то отдаю предпочтение — это будет неточность в моем исполнении.

 

Насколько я поняла, для проекта ты используешь только свои фотографии. Ты специально ищешь персонажей и снимаешь или пользуешься архивными фотографиями?
Я выхожу в город с фотоаппаратом и ищу людей. Про курортников я уже рассказал — это была первая серия работ, натолкнувшая меня на коллажи и занятие стрит-артом, а рабочие — это была идея, сформированная в голове. Шёл городской проект по благоустройству «Моя улица» и по всей Москве долбили асфальт и реставрировали фасады домов. Ну и я представил, как бы отлично смотрелись эти рабочие там, где стены ещё не отреставрированы. Так и получилось. Я нашёл рабочих, снял их, распечатал и расклеил на старые, обветшавшие стены.

 

malenkieludi-17

malenkieludi-18

malenkieludi-19

 

С момента начала проекта я использую только свои фотографии, это такой важный момент для меня — не брать чужие фотографии, чтоб взгляд был более (как это ни странно) объективным. Можно залезть в интернет, накопать кучу нужных фото и залепить ими весь город. Но тогда для меня, как художника, пропадет самая важная часть этого проекта — живое общение со средой и его объективное (ну для меня лично, как субъекта) представление моими глазами. Мне предлагали так же начать использовать фотографии сделанные мной до проекта. Но я, почему-то, не хочу переходить эту черту в прошлое. По-моему, проект должен развиваться в реальном времени, хотя, конечно, время всё равно опережает проект. Всё, что я запечатлеваю, становится архивом прошлого, как любая фотография. И нарушается некоторая незыблемость, целостность восприятия. Я монтирую куски прошлого с настоящим. Ну это что-то из области метафизики и размышлений про космос, можно не уделять этому много внимания. Скорее это личное, внутреннее переживание.

 

malenkieludi-05

malenkieludi-08

 

Довольно часто бывает так, что я хожу на старые места, где клеил своих «людей» и не нахожу их там. Тогда я оставляю какой-нибудь новый тематический стикер и ухожу. Это мое некое общение со службами по очистке города. Не хотите влюбленную пару? Жаль. Вот мусоровоз. Ведь именно туда они и отправятся. Или курортник на столбе возле моста влюбленных. Отличный был мужик, никому не мешал, его сорвали. Кто? Непонятно. Ну я и приклеил на его место охранника. Кстати, что забавно, вещи курортника остались висеть на столбе. Но спустя время и охранника растерзали. Мне кажется, такие истории вообще очень жизненны и показывают, как легко на месте человека может оказаться «нечто» или «ничто». Вообще если на место людей из бумаги подставлять живых, то можно понять о проекте куда больше.

 

malenkieludi-09

 

Бывало ли, что случайно найденное прекрасное место заставляло тебя специально для него искать персонажа, потому что никто из снятых не подходил?
Скорее бывало наоборот, персонаж заставлял искать ему место. У меня до сих пор есть коллаж, который должен быть наклеен на светящуюся панель или лампу. Я просто взял 3 одинаковые фотографии спящего мужика и из двух вырезал его силуэт, а в третьей оставил. Потом всё это склеил между собой, и когда подносишь этот коллаж к свету, то силуэт загорается светом, а всё остальное остается не просвечивающимся.

 

malenkieludi-10

 

А лампу найти трудно? Сейчас же у всех вместо вывесок светящиеся короба или они слабенькие?
Ну ты понимаешь, я посмотрел светящиеся панели навигации. Но на них этот мужичок немного по композиции не подходит. Вот тут он вписался отлично:

 

malenkieludi-13

malenkieludi-11

 

Кстати, важный нюанс — место. Как оно преображает коллаж и мысль. Один и тот же персонаж воспринимается совершенно по-разному, выявляет совершенно неожиданные подсмыслы, интерпретации и даже концепцию в целом.

Именно так появилась практика «Отсутствие». Я просто вырезал кучу коллажей и осталась такая же куча «отходов». Я стал их рассматривать и увидел, что они стали самодостаточным произведением, раскрывающим мысль о присутствии человека в конкретном месте. Мы часто не обращаем внимание на чьё-то присутствие и только отсутствие этого кого-то даёт нам возможность оценить значимость для нас этого человека. Так и появились «отсутствующие работники».

В рамках этой же идеи я сделал коллаборацию с проектом #тихийпикет, говорящей как раз о конкретных социальных вопросах и занимающийся просветительской и образовательной деятельностью.

Кстати, я вообще много взял из этого проекта, по крайней мере, ведение социальных сетей, ну и в подаче материала и трансляции гуманистических идей мы тоже схожи.

 

malenkieludi-16

 

А в чём особенность ведения соцсетей и подачи материала тихимпикетом?
Это открытый проект, в который может вступить любой. Маленькиелюди это тоже предполагают. Любой желающий может начать их клеить. Либо я скину ему заготовки, либо он сам должен сфотографировать и сделать коллаж. Пока я не выработал строгие правила, которые должны соблюдаться, главное, что должен быть соблюден масштаб и тематика — люди и их социальные проявления, а также их взаимодействие с окружающими объектами. На данный момент появилась одна девушка, захотевшая принять участие в проекте, но результатов я ещё не видел. И другая особенность — это ведение отчетов. В тихомпикете плакаты сопровождаются отчетами и пояснениями. Я тоже стал давать некоторые пояснения к работам, которые считаю важными или просто интересными. Зрителю важно дать язык к расшифровке искусства, и такие пояснения помогают проследить мысль и связи, которые могут быть упущены.

 

К тебе могут присоединиться люди из любых городов и стран?
Чем больше будет маленькихлюдей, тем больше шанс, что их заметят. Кстати на днях я нарушил правило и сделал большую работу примерно 160 на 70 см.

 

malenkieludi-20

 

Что на тебя нашло?
Мне было интересно, во-первых, просто наклеить большого человека и посмотреть, как он смотрится, а во-вторых, привлечь внимание. В дальнейшем я планирую делать тех же маленькихлюдей, но размеров до 4-5 метров. Тогда произойдет то, чего я жду, наверно, больше всего — обратная проекция.

 

Поясни, пожалуйста.
Пока я клеил маленькихлюдей, подбирал им место, аккуратно вырезал и собирал, у меня сформировалось к ним довольно странное покровительственное отношение. Я ощутил себя этаким творцом маленького мира, незаметного другим или заметного немногим. И потом решил, а почему возникает это чувство? И если изначально проект был про уничтожение и расщепление человеческого эго (под «эго» я понимаю закрытую систему восприятия своего «Я», ставящую себя выше других систем), его высмеивание и представление в карикатурной форме, то появившееся чувство говорит об обратном. Значит, надо сделать что-то, что уравновесит маленькогочеловека из бумаги и человека. Тогда я и решил делать супербольших людей. Тех же самых, что и раньше, только размером до 4-5 метров. Конечно, тут возникает целая уйма технических сложностей и, конечно, количество таких персонажей резко падает. Хотелось бы сделать большой мурал на фасаде дома. Это была бы некоторая точка, замыкающая пространство проекта. А пока я тренируюсь на маленькихлюдях чуть большего размера!

 

malenkieludi-22

malenkieludi-23

 

Так. Погоди. Ты говорил: «Я вряд ли здесь использую какой-либо другой подтекст, кроме как размера, масштаба и их соотношения», а теперь это был проект о расщепление человеческого эго?
Как ловко ты меня поймала. Да, абсолютно так. Видишь, какими нехитрыми способами мы с тобой пришли к новому пласту маленькихлюдей. Фактически, это проект о людях в городе и их масштабе в нём, о незначительности человека, и его мелочности, как в размере так и в мышлении. О людях даже не в городе, а в принципе в мире. Так как я беру персонажей отовсюду, где только можно. Мы все маленькиелюди на этой планете и должны внимательней и бережней относиться друг к другу. Маленькиелюди из бумаги не более хрупки, чем люди в жизни.

 

Какие ответвления, помимо больших людей, появились в ходе проекта?
Помимо «Отсутствия» есть ещё 2 проекта, один на стадии создания, второй в теоретической выкладке. Первый проект — это «Коробка». В нём я изучаю среду обитания людей. Все мы существуем в разных «коробках», которые отражают наш внутренний мир. Я прихожу в какое-нибудь место и снимаю всё и всех вокруг, а потом пытаюсь воссоздать модель пространства в коробке из-под обуви. В ходе создания этих работ находится очень много мелких деталей, которые крайне сложно заметить в обыденной жизни. Мы даже не представляем, сколько нас окружает вещей. А коллаж, позволяет сакцентировать внимание на каждой из них.

 

 

Второй — это проект «Адам и Ева». Я планирую создать серию больших наклеек с обнаженными влюблёнными парами. Через этот проект, я хочу показать первобытность любви, её открытость и бескомпромиссность, искренние чувства, которые мы часто прячем внутри себя. В общем, этот проект больше про обнажение чувств, нежели тела. О том, насколько мы готовы быть открыты друг для друга. В современном обществе люди забывают, что такое радость существования и удовольствие от банального присутствия другого человека рядом. Конечно, все эти работы тоже будут в едином «коллаже» с местом. Уже есть несколько задумок, а пока я в поиске моделей.

 

Ты хотел рассказать, какие техники используешь.
Ну вот так получается, что одна из техник — это вырезание персонажа и оставление свободного пространства. Ещё меня всегда привлекала возможность создания чего-то объемного из бумаги, тогда я стал просто дублировать коллаж, приклеивая копии друг на друга. Так появляется объём и движение, которое задает ветер. Лучше всего это, конечно, увидеть в живую.

 

malenkieludi-24

malenkieludi-25

malenkieludi-29

 

Еще один из приемов – это искажение пространства при помощи «сворачивания» бумаги, в результате чего персонаж «вываливается» из первоначальной среды. Иногда я раскрашиваю черно-белые коллажи, а иногда дублирую отдельные объекты, чтобы выделить их. Каждый раз может быть придумано что-то новое. Простор здесь безграничный.

В работе с маленькимилюдьми я сознательно избегаю традиционных способов создания коллажа, совмещающих различные объекты по масштабу, цвету и форме. Чтобы оставить идею полноценности человека и его самодостаточности, и не уйти от темы человека и его социальных проявлений в создание забавного «мира со зверушками и людьми» я пытаюсь использовать минимум дополнительных средств и материалов. Вот пример того, чего я как раз стараюсь избегать:

 

malenkieludi-26

 

И именно благодаря этому ограничению мне приходится искать новые формы работы с бумагой и пространством внутри работ.

 

Как люди реагировали, когда ты в метро вырезал маленькихлюдей?
Многие с интересом смотрят, но не спрашивают. В-вежливость.

 

Как думаешь, как бы ты отреагировал, если бы шёл себе по городу и увидел маленького вырезанного себя на какой-нибудь городской стене?
Я бы был в восторге. Но, безусловно, это также может вызвать и тревогу, ощущение проникновения в какое-то личное пространство! Я задавал себе этот вопрос и, размышляя дальше, приходил к мысли о том, от чего бы возникло это чувство? Неужели я делаю что-то, за что мне было бы стыдно на этой фотографии? Нет. Тогда что? Наверно вседоступность информации. Это ещё некоторый пласт, который вскрывают маленькиелюди. Мы боимся быть открытыми, потому что все боятся, что с ними могут сделать что-то нехорошее. Хотя у всех, с кем я общался, только позитивные эмоции в отношении персонажей. Вообще это добрый проект и я всех призываю не стесняться себя естественного. Люди прекрасны и разнообразны, нам уже пора начать принимать себя и окружающих такими, какие мы есть, смотреть честно и откровенно на жизнь и происходящие вокруг события.

 

malenkieludi-28

 

Следить за маленькимилюдьми:
https://vk.com/malenkielydi
https://instagram.com/malenkielydi

И за Иваном:
https://facebook.com/simnv.ivan

 

Интервью: Ольга Кирсанова
Заглавное фото: Сергей Щеголев

Фото: Иван Симонов