Все, кто любит творчество Сергея Параджанова в целом и его коллажи в частности, нынче имеют уникальный шанс внести свой вклад в издание альбома лучших работ Маэстро, а затем гордо пронести осознание своей причастности и заветный альбом через годы и расстояния.

Проект по сбору средств для выпуска альбома на Планете.ру запустили психолог и искусствовед Вероника Журавлёва и Виген Бархударян, искусствовед и главный хранитель Музея Сергея Параджанова. На текущий момент заявленная на сайте сумма собрана, но это лишь самый необходимый минимум. Посему сбор средств продолжается и вы не стесняйтесь, присоединяйтесь.

Сегодня Вероника и Виген поведают нам о жизни Сергея Параджанова и покажут коллажи и рисунки Маэстро, которые войдут в альбом. Внемлите, узрите, поддерживайте.

 

Коллаж из личного архива Сергея Параджанова, собрание Музея Сергея Параджанова в Ереване; фотограф Виген Бархударян

 

Сергей Параджанов – режиссёр, сценарист, художник и коллажист, непревзойдённый Маэстро мирового кинематографа. Ему принадлежат такие кинокартины как «Тени забытых предков» [1964, премьера 22 марта 1965], «Цвет граната» [1968, премьера 9 октября 1969], «Легенда о Сумарской крепости» [1984, премьера июль 1985] и «Ашик-Кериб» [1988, премьера 3 июля 1988].

Жизнь художника была наполнена драматическими событиями – в общей сложности он провел в заключении более пяти лет и был лишён возможности работать в кино более пятнадцати. Но всё-таки Параджанов выстоял, смог вернуться в профессию и удостоиться заслуженного признания коллег и зрителей.

Физическая кончина в ночь на 21 июля 1990 года не оборвала жизнь Сергея Параджанова в искусстве. За почти тридцать лет после его смерти на свет по всему миру родились множество уникальных творческих проектов, вдохновленных Маэстро Сергеем Параджановым. Художник дарит другим судьбы, обращая их в свою веру – веру в Красоту. Среди них можно выделить независимое творческое объединение Parajanov Art Laboratorium, задачами которого является сохранение и популяризация творчества Сергея Параджанова, а также поиск и создания собственных художественных форм и проектов.

Parajanov Art Laboratorium — это мы: искусствовед Виген Бархударян и психолог и искусствовед Вероника Журавлёва. В 2018 году мы выпустили наиболее полный сценарный сборник Сергея Параджанова «Сокровища у горы Арарат». Сейчас же в преддверии Юбилея Маэстро, который состоится 9 января 2019 года, мы реализуем новый проект — альбом лучших изобразительных работ Сергея Параджанова «Maestro». В него войдут ассамбляжи, графика, живопись, коллажи, мозаика, предметы и рисунки, в том числе работы, созданные в периоды тюремных заключений и отрывки из писем. Читатель сможет не только насладиться красотой работ художника, но и узнать истории их создания.

Публикуем сокращённую версию вступительной статьи сценарного сборника «Сокровища у горы Арарат» и фотографии работ, вошедших в альбом «Маэстро».

 

Коллаж из личного архива Сергея Параджанова, собрание Музея Сергея Параджанова в Ереване; фотограф Виген Бархударян

 

Сергей Параджанов. Homo ludens. Человек играющий

Режиссёр Сергей Параджанов обладает хорошо узнаваемым творческим почерком как в кино, так и в изобразительном искусстве. Талант Параджанова самобытен и многогранен, что роднит его с «человеком Возрождения». Режиссёр с легкостью порождал идеи, которые легли в основу не только его собственных творений, но и работ многих других авторов, он создавал вокруг себя атмосферу «вечного праздника», запоминающегося на всю жизнь его участникам и невольным свидетелям.

Однако судьба Параджанова полна и трагичных, драматических событий, которые заметно повлияли на него как на художника и человека.
Параджанов полностью создавал кинокартину в своем сознании задолго до того, как начиналось её реальное производство, использовал цвет и композицию кадра как инструменты передачи смысла повествования, привнося в работу режиссёра приемы художника-живописца:

 

Я всегда был пристрастен к живописи и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное полотно. Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи, и в этом, наверное, её первая слабость и первая сила. В своей практике я чаще всего обращаюсь к живописному решению, но не литературному. И мне доступнее всего та литература, которая в сути своей сама – преображённая живопись.1

 

Сергей Параджанов. ПОСВЯЩАЕТСЯ ЛАРИСЕ КАДОЧНИКОВОЙ, 1970-е; фотография Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»

 

Картина «Тени забытых предков» [1964, премьера 22 марта 1965], вышедшая на экран в 1965 году, принесла Сергею Параджанову громкий профессиональный успех. Логично было бы предположить, что столь яркая творческая удача открывает для режиссёра отличные перспективы, но следующий фильм «Киевские фрески» (1965) был закрыт после кинопроб, так как слишком смелый авторский замысел остался не понят руководством киностудии им. А. Довженко.

От Параджанова, скорее всего, ожидали того же творческого решения, какое было найдено им в «Тенях забытых предков», ведь этой триумфальной работе предшествовали несколько проходных картин, период «творческого простоя, но Сергей Параджанов пошёл дальше, предложив в «Киевских фресках» статичное визуальное решение кадра, сюжетную канву, наполненную аллюзиями и творчески интерпретированными фактами собственной биографии:

 

”Тени забытых предков” стали для меня миром, который необходимо оставить. Что-то я захвачу с собой, но больше, наверное, покину. Мне предстоит решать новую, чисто урбанистическую тему.2

 

Это действительно было от начала до конца «авторское кино».
Можно как угодно относиться к личности Сергея Параджанова, но то, как режиссёр работал над своими фильмами, какими он видел их, говорит о его бескомпромиссной, порой отчаянной смелости как художника: он не боялся затрагивать темы, долгое время остававшиеся в тени официальной советской культуры.

После закрытия «Киевских фресок» тучи над Параджановым начали сгущаться. В кругах украинской интеллигенции он стал довольно заметной фигурой, развивающейся самобытно и ярко, что не вписывалось в тусклую действительность, героем которой был усредненный «советский человек» безотносительно его национальной идентичности.

В 1966 году Сергей Параджанов окончил сценарий картины «Саят-Нова», и лента была запущена в производство на киностудии «Арменфильм» в Ереване. На исторической родине режиссёр был в значительной степени свободен в творческих изысканиях и далек от того круга, в котором был неугоден официальному Киеву.

 

Слева: Сергей Параджанов. МУЗА, эскиз костюма к фильму «Саят-Нова», 1967. Справа: Сергей Параджанов. ЦАРЕВНА, эскиз костюма к фильму «Саят-Нова», 1967. Фотографии Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»фотография Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»

 

Но к окончанию съёмок наметилось негативное отношение многих партийных кинодеятелей к Сергею Параджанову и его фильму. 26 сентября 1968 года в большом зале «Арменфильма» состоялся художественный совет, организованный Лаэртом Вагаршяном; сам Параджанов в это время находился в Киеве. Благодаря заступничеству деятелей культуры фильм «Саят-Нова» всё-таки вышел, но в сокращенном (перемонтированном в Москве режиссёром Сергеем Юткевичем) виде.

Ереванская премьера состоялась 9 октября 1969 года в кинотеатре «Москва». Новое название картины – «Цвет граната», вопреки домыслам, придумал в качестве вынужденной меры сам Сергей Параджанов после вышеупомянутого худсовета.

С 1969 года вплоть до ареста 17 декабря 1973 года Сергеем Параджановым было написано по меньшей мере девять сценариев, которые представляли собой не просто тексты: эти рукописи включали в себя детально проработанные эскизные и графические наброски будущих кинокартин. Главный свой сценарий «Исповедь», в котором, на наш взгляд, заключён «код Параджанова», режиссер написал в 1969 году, а затем на протяжении практически всей дальнейшей жизни дорабатывал текст и создавал визуальный материал, отражающий его виденье фильма.

 

Справа: Сергей Параджанов. АВЕ МАРИЯ, эскиз к фильму «Исповедь», 1989. Слева: Сергей Параджанов. У ФОТОГРАФА, эскиз к фильму «Исповедь», 1989. Фотографии Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»

 

За время второго тюремного заключения, продлившегося с 17 декабря 1973 года по 30 декабря 1977 года Сергеем Параджановым было создано огромное количество изобразительных работ: рисунков, коллажей, флористических композиции, кукол и ассамбляжей. Тюрьма отразилась на здоровье Параджанова, но не сломила его творчески. Написанные в местах лишения свободы сценарии, о которых режиссёр не раз упоминает в своих письмах бывшей жене и друзьям, не сохранились. В одном из своих интервью Сергей Иосифович позже скажет:

 

Я мало снимал. В моих шкафах 23 нереализованных сценария. Мне трудно. Но это ничего. Мы унесём с собой в нашу смерть частицу себя, и это трансформируется в тайну…3

 

 

Сергей Параджанов. ТЮРЕМНАЯ ЕЛКА, 1976; фотография Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»

 

После освобождения Параджанов возвращается в родной Тбилиси – в Киеве ему жить не разрешалось. Начался новый этап в жизни мастера – снимать кино он больше не надеялся, считая, что его «лишили профессии». Но оказалось, что это не так. Лишить Параджанова его таланта не смогли ни тюрьма, ни последовавшая за ней потеря привычного уклада жизни, друзей, ни клеймо сидельца, ни отсутствие официальной работы, востребованности и признания со стороны широкой общественности.

 

Сергей Параджанов. БАБУШКИНО ОРЕХОВОЕ ВАРЕНЬЕ, 1986; фотография Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO

 

Он творил свои мистерии – уникальные театрализованные вечера, наполненные карнавальным действом, о которых не раз упоминали на страницах своих дневников и мемуаров Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра, Василий Катанян, Алла Демидова и многие другие. В этот период жизни режиссёром были созданы наиболее известные коллажи и графические работы. В 1983 году случилось, как казалось, невероятное – благодаря Давиду (Додо) Абашидзе Сергей Иосифович получил возможность поставить кинокартину «Легенда о Сурамской крепости» по сценарию Важи Гигашвили.

1988 год стал чрезвычайно плодотворным для Сергей Параджанова. 15 января в ереванском Доме народного творчества открылась его персональная выставка «В мастерской кинорежиссёра», которая произвела фурор в кругах интеллигенции. Чуть позже на экраны вышел последний фильм мастера «Ашик-Кериб» по сценарию Гии Бадридзе, посвященный «светлой памяти Андрея Тарковского», близкого друга, не перестававшего верить в талант Параджанова даже тогда, когда, казалось бы, он сам уже в него не верил.

 

Сергей Параджанов. АШИК-КЕРИБ, эскиз к фильму, 1987; собрание Музея Сергея Параджанова в Ереване; фотограф Виген Бархударян

 

В конце 1980-х годов Сергей Параджанов впервые смог выехать за границу, в Роттердам. Режиссёр лично представил собственный фильм на различных фестивальных площадках, и с этого момента к его имени почитатели добавляли на итальянский манер «Маэстро».

Уже будучи тяжело больным, Сергей Параджанов получил возможность осуществить свою главную мечту – снять кинокартину «Исповедь». Спустя два дня после старта съёмок у Сергея Параджанова открылось кровотечение, и он уже не смог оправиться от тяжелой болезни.
Смерть режиссёра в ночь с 20 на 21 июля 1990 года стала тяжёлым ударом для его близких, друзей и коллег, а 27 июля 1991 года в Ереване был открыт Музей Сергея Параджанова.

 

Виген Бархударян и Вероника Журавлёва.
Цитируется с сокращениями по книге: Параджанов С.И. Сокровища у горы Арарат. – Ереван: Коллаж, 2018.


Поддержать выход альбома работ Сергея Параджанова «MAESTRO» и предзакать по издательской цене без наценки:
https://planeta.ru/campaigns/parajanov_maestro

Parajanov Art Laboratorium:
https://parajanovartlab.com

Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване:
http://parajanovmuseum.am/ru


Заглавный коллаж:
Сергей Параджанов. ВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ ПИНТУРИККИЬО И РАФАЭЛЯ. 1989; фотография Вигена Бархударяна из альбома «MAESTRO»


1 Параджанов С. И. Вечное движение // Искусство кино. 1966. № 1. С. 60.
2 Параджанов С. И. Вечное движение // Искусство кино. 1966. № 1. С. 61.
3 Цит. по книге: Загребельный М. П. Сергей Параджанов. – Харьков: Фолио, 2011