Как метания случайных нейронов в голове коллажиста приводят к готовой работе? О процессе от первичного раздражителя до результата рассказывает и показывает Ольга Кирсанова.

Несколько лет назад прочитала пост одной девы про совсем неколлажный воркшоп, в котором я, как и она, была простым участником. Дева уже давно следила за «Режь да клей» в интернетах и среди впечатлений от самого воркшопа написала такое: «Познакомилась с Ольгой Кирсановой, было интересно узнать, как она мыслит». Признаться, я очень удивилась. Ну мыслю и мыслю, что тут такого. Но потом поняла, что меня и саму интересуют логические и ассоциативные цепочки, создающиеся в мозгах других людей. Все мы, по сути, получаем одну информацию на входе, но на выходе у нас могут быть диаметрально противоположные выводы и абсолютно разные поделки.

А на днях я наконец допилила свой золочёный диптих и решила на его примере показать свой мыслительный процесс и метания. Возможно, ваши творческие происки устроены так же, а может быть и нет. Вот и сверимся.

Недели две назад мы с мужем поехали в мебельный центр «Гранд». Подозреваю, что его планировку архитекторы сплагиатили у Данте с его кругами ада. Среди роскошных золотых уродских диванов за 400 тысяч можно заблудиться, умереть и никто не найдёт твой хладный труп. Мы долго метались по этажам и корпусам в поисках нужного магазина простых компьютерных кресел, наконец, нашли, посмотрели вживую, посидели, потрогали товар и поплелись искать выход на волю. По пути нам попался магазин «Тиккурилы», и я решила, что нужно снять стресс и купить там что-нибудь.

Вообще, всякие строительные, лакокрасочные и бумажные магазины запускают у меня процесс генерации идей. Смотрю на странные штуки и думаю, как прицуропить их к коллажу. В магазинах бумаги у меня вообще открываются все творческие чакры и, переторогав все пробники бумаги, нужно срочно бежать домой и пилить книжки, зины и коллажи, пока запал не пропал.

Облазив все лакокрасочные стенды «Тиккурилы» и выкорчёвывая робкие ростки идеи о перекраске кухонных стен, я остановила свой выбор на скромной 200-граммовой баночке эмали «жидкое золото» (производства не «Тиккурилы», кстати). Пришло время покрыть что-то золотом, коллаж, например, решила я. Исключительно ради хиханек и хахонек.

 

 

Вообще, я не могу поверить, что кто-то может на серьёзных щах покупать себе в дом позолоченную мебель и всякую утварь. Для меня картина в золочёной раме — это Третьяковка. Во всех иных, кроме музейных интерьерах, золото смотрится пошло. Вот такой я человек — не люблю золото.

Ещё через пару дней мы поехали в наш практически домашний торговый центр «Калейдоскоп» за ботинками. Там мой глаз засёк фотомагазин, заходить в который уже много лет не было надобности. А тут такой повод: золото к золоту, и мы купили пару а-ля золотых глупых рамок скромного размера 10х15 см.

В такие рамы прямо запросился диптих с «семейными фото» неких несуразных расфуфыренных господ на фоне сказочно-золотых отпечатков растительности на хорошей бумаге благородного цвета. Вот он, звёздный час купленного ранее «жидкого золота».

 

 

Следующим вечером под сериал я решила собрать этих самых господ из специально увеличенных и распечатанных утиных голов и энциклопедии моды издательства «Артия». Несмотря на кажущуюся простоту получившихся портретов, я колупалась с ними пару часов. Нужно было найти им идеальные части тела в энциклопедии без привлечения дополнительных источников картинок. Такие ограничения были поставлены скорее ленью идти за другими материалами, чем какими-то объективными факторами.

На следующий день мы пошли в лес за флорой. На фоновых отпечатках для господ мне виделся  исключительно папоротник, коий мы в итоге и нашли, попутно собрав всякие другие листья ещё не ушедшей на покой зелени. Оттиски я планировала сделать моментально по возвращении домой, чтобы листья не зачахли, но лес высосал все силы, и я просто полежала тряпочкой на матрасе. На следующий день я добралась до рукоделия лишь к вечеру. Откатав вагон и маленькую тележку оттисков на благородной бумаге нескольких цветов, я довольная уселась прикладывать господ к фонам и смотреть, какой лучше. На всякий случай, помимо листьев, я наделала отпечатков обычной пупырчатой плёнки, ибо её оттиснутые кружки часто приходятся ко двору.

 

 

Каково же было моё разочарование, когда я поняла, что ни один прекрасный золотой лист не подходит господам. Они все терялись на золотом фоне и выглядели жутко скучно. Да и самые красивые оттиски мне стало дико жалко, они были сами по себе хороши и не хотелось закрывать их чем-либо. Кстати, все оттиски и самодельные текстуры перед использованием я сканирую, чтобы потом пустить в ход в цифровых коллажах и прочих дизайнах. Это позволяет собрать коллекцию своих персональных уникальных текстур, что, в свою очередь, задаёт вашим цифровым коллажам свой собственный шик и шарм.

 

 

Так и не определившись с фоном и решив, что утро вечера мудренее, я залегла спать. Утром же решила, что, вероятнее всего, господам подойдет чёрный фон с простыми золотыми ляпушками жёсткой стороной губки для мытья посуды. Скромное обаяние буржуазии, так сказать. Намазав губку «жидким золотом», я запечатала несколько чёрных листов, а потом на посошок налепила отпечатков губки, но уже мягкой стороной, на обрезок оранжевой бумаги.

Начав прикладывать господ к чёрно-золотому фону, я вновь поняла, что и это им не подходит. Тогда я порезала отпечатки пупырчатой плёнки соломкой и из нарезки стала собирать фон. Внезапно, в оставшиеся дыры идеально подошла оранжевая бумага: господа на ней не терялись и выглядели довольными. А дальше они бодро отправились в рамы, и теперь осталось только придумать, на какую стену их прицуропить.

 

 

В итоге фоном им стало совсем не то, что я планировала изначально. Никакого папоротника и вообще никаких роскошных ботанических монотипий, плюс совершенно случайно попавшая под раздачу оранжевая бумажка. Эти не самые замысловатые коллажи были в работе не один день, но я не могла успокоиться, пока не довела их до приятного моему глазу состояния.

Вот как-то так моя голова коллажиста и работает: во всём видишь источник вдохновения и потенциал, перебираешь варианты, проверяешь гипотезы, доверяешь интуиции, щуришься на неожиданности и берёшь их в оборот. Последние две вещи особенно важны.


Текст, фото, коллажи: Ольга Кирсанова