Однажды Нина Фрейман завела себе Тикток, ныне почивший в запретах, и стала снимать короткие, но визуально-информационно насыщенные, ролики про личностей, изрядно наследивших в истории коллажа. Потом Нина перебралась на Ютуб и продолжила свою просветительскую деятельность. Предлагаем погрузится в историю коллажа вместе с Ниной, открыть пару-тройку новых-старых имён и возбудить в себе интерес к дальнейшим самостоятельным копаниям в интернетах и книгах.

 

Коллаж по-викториански
Начало начал фотомонтажа — девичьи альбомы середины XIX века. Скучающие дамы своими руками рисовали картинки и приклеивали персонажам головы друзей, знакомых и объектов страсти. Обилию голов и процветанию фотомонтажа способствовало широкое распространение на тот момент визитных фотокарточек.

В 1854 году французский фотограф Андре Дисдери изобрёл четырёхглазый фотоаппарат, позволяющий делать 8 маленьких фото на одной пластине, что и вызвало такой бум фотовизиток — дёшево и красиво. Приличные девичьи дома были завалены такими визитками: их приносили слуги всяческих господ, в надежде на аудиенцию, ими обменивались гости на празднествах, их оставляли зашедшие на чай, но не заставшие хозяев товарищи. В общем, всё это добро нужно было если не хранить, то применять неожиданным способом, одним из которых стал девичий фотомонтаж.

Такие рисовано-коллажные альбомы были не только развлечением, но и инструментом поиска мужа. Девы коварно усаживали рядом с собой молодых людей для просмотра альбома, что способствовало флирту и ухаживаниям. Больше о стародревних коллажах можно прочитать в первом номере журнала «Человек и коллаж».

 

Как один поэт превратил кубистов в коллажистов
Официально отцами коллажа считаются Пикассо и Брак, которые в начале ХХ века начали вклеивать газеты и прочий хлам в свои картины. Но мы-то с вами знаем, что во-первых, до них викторианские девы уже баловались коллажами, во-вторых, а кто надоумил Паблито и Жоржика приклеить газету к масляному яблоку? А вот поэт Гийом Аполлинер надоумил. Он же, кстати, и термин «сюрреализм» придумал.

 

Как дадаисты переизобрели язык, медиа и искусство, и причем тут коллаж
Смешались в кучу кони, люди, потом пришли дадаисты и начали творить абсурд. Началось это в 1916 году и не отпускает нас до сих пор. Наследие дадаистов обширно, желающим погрузится в него с головой можно почитать редкие нынче книги Ханса Рихтера «Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века» и «Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы» под редакцией Клауса Шумана.

 

Курт Швиттерс: искусство из мусора
Тот самый человек, делавший коллажи из мусора и еды. Великий человек в коллажной истории, повлиявший на многие поколения художников, но так и не сумевший прокормиться коллажем.

 

Дора Маар: не муза Пикассо, а большая художница
Женщина-фотограф, создававшая коллажи из собственных фотографий (молодец!). Повлияла на Паблито своими фотомонтажами, попала в капкан любви, страдала, лечилась электричеством и почти потеряла себя.

 

Джозеф Корнелл: сюрреалистические миры в коробках
Человек, придумавший ассамбляжи в деревянных ящиках. Ходят слухи, что свои коробочные ассамбляжи Корнелл подсмотрел у Параджанова, или наоборот Параджанов у Корнелла. В общем, кто-то кому-то через железный занавес и два рукопожатия напел про такие ассамбляжи. Жуть как интересно, как же было на самом деле.

 

Роберт Раушенберг: коллаж из всего
Тотальный коллаж в жизни неудавшегося фармаколога. Привлёк к себе NASA и Ватикан. Угадайте, кто от его работы в итоге отказался.

 

Розалин Дрекслер: рестлинг, писательство и поп-арт
Триединая женщина, мастер коллажной маскировки и реслинга. Кто видит её имя впервые, поднимите руку.

 

Деколлаж: искусство уничтожения
Все хотят быть авторами чего-то нового, но мало у кого получается. С деколлажем та же шляпа — на отцовство претендует много товарищей, и все они в своём праве. Красивое оборванное.

 

Глазастый метроном Ман Рэя
Коллажные объекты: история одного метронома и мужского коварства.

 

Гарри Эверетт Смит: коллаж и левитация
Ничего не понятно, но очень интересно ©

 

Луиза Невельсон: принцесса Лея и ее деревяшки
Крёстная мать ассамбляжа и монохромных красот, мастер превращения дров в искусство. После просмотра нестерпимо тянет в Леруа Мерлен и столярную мастерскую.

 

Вагрич Бахчанян: мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
Мастер слова и коллажа, армянин на 150%, иллюстратор «Клуба 12 стульев» в «Литературной газете» и автор множества книг. Однажды своим коллажем спровоцировал увольнение директора музея. Суровый товарищ.

 

Роберт Брир: как бросить перчатку Марселю Дюшану
Новаторское искусство со старыми технологиями. Уметь надо. Некоторая коллажная анимация.

 

Томи Унгерер: хранитель абсурда
Детский и сильно взрослый иллюстратор с лаконичными коллажами. Совмещал свою простую графику с коллажными вставками. Красота.

 

И для самых сильных и взрослых 15-минутный ролик о сюрреалистах Поле и Нюш Элюар (18+), их жизни, фотомонтажах, оформлении книг и прочих перипетиях. А для очень сильных и очень взрослых — 30-минутное очень познавательное видео о чешских сюрреалистах-коллажистах Тойен, Кареле Тейге, Йиржихе Штырском и Йиржихе Гейслере (очень сильно 18+). Для последнего ролика Нина по крохам собрала и перевела информацию о коллажистах, ибо на русском про этих товарищей ничего нет. За что ей отдельное спасибо.

И чтоб два раза не вставать: интересующимся не только творчеством, но и личностями сюрреалистов, рекомендуется к прочтению книга Морриса Десмонда «Сюрреалисты в жизни».


Больше видео о коллажистах на канале Нины:
https://www.youtube.com/@stihoprjad/videos


Видео: Нина Фрейман
Текст: Ольга Кирсанова
Заходный коллаж: листы из альбома с коллажами неизвестного автора / архив The Metropolitan Museum of Art