Коллажное просвещение и художественный рост — одна из задач нашего сообщества. И мы чертовски радуемся, наблюдая восхождение коллажных посевов. На первом Режь да клей ФЕСТе мы провели большую просветительскую программу. Одним их курсов был интенсив «Коллаж. Силовая тренировка» с Ириной Севостьяновой и Шари Санто. На этот курс к нам приехала Наталья Науменко из Северодвинска, которая через некоторое время стала официальным участником нашего сообщества. Но поводом для статьи стало не это, а её преподавательская деятельность в Детской художественной школе №2 города Северодвинск.

Одной из проблемой в приобщении детей и студентов к коллажу, на мой взгляд Оли Кирсановой, является то, что преподаватели, как художественных школ, так и творческих ВУЗов, зачастую находятся в плену академичности и узости представления о коллаже. Весь контакт с безумно большим и глубоким коллажным миром сводится к созданию всё тех же проклятущих натюрмортов с овощами, вазонов с цветами, которые учащиеся рисуют из года в год, и, если повезёт, портретом домашнего питомца из газеты. Не всех учащихся даже подпускают к журналам и архивным материалам, предлагая использовать в работах лишь цветную бумагу.

И вот выходят из стен художек и универов люди, считающие коллажем лишь приклеенные к холстам куски фольги, газет и обоев, и не подозревающие о существовании огромного количества других материалов, приёмов, техник и прочего коллажного бесчинства.

Но не все преподаватели сидят в своих коробочках и закрывают глаза на коллажную реальность. Например, наша Наташа. Руководство художественной школы прознало, что она увлекается коллажем и предложило ей вести одноимённый предмет. Не было такого, а теперь появился, за что огромное спасибо и руководству, и Наталье.

Весь свой коллажно-жизненный опыт и знания, полученные на нашем курсе, Наталья передаёт детям. И это не унылые вазы. И детям нравится.

Недавно 3 «Б» делал коллажную азбуку. Она вышла настолько замечательная, что мы с Натальей решили узнать, что вообще дети думают об этом задании, какие у них впечатления и вообще. Возможно, это подрастает наше коллажное будущее.

 

 

Лера
буквы: О Х Л
Процесс был очень увлекательный и интересный. Было интересно для себя попробовать что-нибудь новое! Результат был неожиданным, необычным!

 

Ксюша
буквы: П Ь Ш
Мне понравилось делать эту работу. Было очень интересно. Это был веселы эксперимент. Очень интересно искать в журналах буквы.

 

Наташа
буквы: В Г 
Мне понравился этот процесс, особенно рыться в старых журналах. После этого я везде вижу буквы. В планах сделать коллаж из учебника математики.

 

Гордей
буквы: Ж И С
Принесли кучу старого барахла. Было прикольно рыться. Сложно было найти идеальную букву, приходилось переделывать по 10 раз, но результат был впечатляющий.

 

Дарина
буквы: Т Ы Ф
Мне понравилось делать буквы. Это очень увлекательно и интересно!

 

Варя
буквы: У Ц Э
Мне понравилось нюхать журналы. Теперь, когда я смотрю на вещи, вижу буквы.
P.S. Хочу попасть в интернет.

 

Настя
буквы: Д М Щ
ОЧЕНЬ интересно, мне понравилась работа такого формата, процесс очень занимательный.
P.S. А нам заплатят за работу?

 

Яся
буквы: С Р Н
Мне всё очень понравилось и мне вовсе не хочется, чтобы мне за это платили. К слову, я делала букву «С» — сарказм.

 

Катя
буквы: Е А Ю
Букву Е – никому не есть! После того, как буквы ищешь, начинаешь их находить везде. А так после этого проблем нет. Кроме того, журналы вкусно пахнут.

Алёна
буквы: Ъ Б Ё
Для меня самое сложное в работе было найти интересные картинки, которые можно преобразовать в буквы.

 

Наташа Науменко
Результат превзошел мои ожидания! Дети довольны, я тоже (сама поучаствовала, сделала буквы: Ч Й З)! Очень круто, что в нашей школе есть такой предмет «Коллаж» и что там мы можем творить и вытворять.


Итого: если вы преподаватель в художке или ВУЗе, копайте в коллаж глубже, смотрите по сторонам, мир полнится коллажными находками и интересными ходами, хватит красить газеты и делать натюрморты из бумаги.


Текст: Ольга Кирсанова
Коллажи: 3 «Б» и Наташа


Читать ещё:
Ячейки и посольства мирового коллажного сообщества
Личный опыт: коллажные воркшопы для тех, кому за 60
Творчество как одна из базовых потребностей