Уже четвёртый месяц, если приглядываться, в Москве можно заметить маленьких бумажных людей, появляющихся и исчезающих то там, то тут. Иван Симонов, друг и товарищ бумажных ребят, рассказал, откуда они взялись и как заставили себя приклеивать.
Кто такие #маленькиелюди и как они оказались на улицах Москвы?
Эта история началась с фотографии. Сначала меня привлекло соотношение размеров людей с окружающей их действительностью. Бескрайнее море или огромная стена, вдоль которой идёт пешеход, толпы людей на смотровой площадке на горе и т.д. Таких примеров можно найти множество. И всё это настолько меня захватило, что я стал снимать соответствующие серии. И вот после отдыха в Сочи у меня собралась коллекция тематических фото про отдыхающих. При просмотре отснятого материала, мне вдруг стало интересно создать контраст — вырвать человека из его привычного контекста. Поместить одно пространство в другое. Так родилась идея коллажа. Сначала я распечатал просто фотографии 13х18 см на домашнем принтере и пошёл клеить их на стены и сточные трубы Москвы.
Коллажем для меня является даже не столько само распечатанное фото и его деформация при помощи ножниц, сколько последующий монтаж в фотографии, запечатлевающей результат. Я постоянно интегрирую маленькихлюдей в живую среду. Таким образом они возвращают себе исходное состояние и уравниваются с живым человеком: по размеру и по качеству (оба приобретают формат 2D).
Мне часто задают вопрос: «Почему ты делаешь их такими маленькими?». Тому есть несколько причин. Одна из них это банальное удобство в распечатке и поклейке. Маленькихлюдей я ношу почти всегда с собой в кармане и клею при удобном случае, когда найду подходящее место. Другая причина — это сам формат — мне нравится, как смотрятся маленькиелюди, в своем гиперуменьшенном размере человеческие проявления приобретают комичный, ироничный и абсолютно сюрреалистичный вид. Многие абсолютно тривиальные вещи, которые совершает человек, могут показаться настолько несуразными и смешными, что даёшься диву.
Ещё одна из причин это вседоступность маленькихлюдей: картинка размером 7 на 2 см может позволить себе любую выходку. Например, я распечатал мужиков в трусах на море с удочками и наклеил на столб напротив бутика на Петровке. Их бы сорвали тут же, будь они большого размера, однако маленькие, они не вызывают никакого интереса со стороны работников бутика, а на фото создается целостность картины, высмеивающей материалистическое отношение к современности. Любой стикер, это монтаж действительности в двух плоскостях, той, что происходит в самой действительности вокруг меня в момент поклейки и той, что происходит в сюжете коллажа.
Ещё одним из интересных примеров является появление маленькихлюдей на II Биеннале уличного искусства «Artmossphere». На входе стояли столы для гостей, на один из них я положил горсть маленькихлюдей. Многие подходили, смотрели, кто-то забирал с собой. Так что это супер удобный формат.
Помимо размера, чем ещё для тебя определяется малость людей?
Ты говоришь сейчас о социальных проявлениях людей? Т.е. подтекст а-ля Гоголя «маленький человек в шинели?» Я вряд ли здесь использую какой-либо другой подтекст, кроме как размера, масштаба и их соотношения. Я не выбираю для коллажа какую-то определённую социальную группу и не поднимаю каких-то остросоциальных тем. Для меня это лишь зеркало, отражение реальности, и фиксация на ней. Да, у меня есть персонаж — женщина, которая держит плакат «Мусорный пакет Яровой на помойку», но это лишь потому, что она мне попалась на глаза, и в ней было живое действие.
Мне кажется в этом проекте важной мыслью именно его открытость и свобода (ненаправленность). Любой прохожий, любой проходящий мимо в любой момент может оказаться заснятым и стать частью маленькихлюдей. В этом, наверно, есть главная его особенность и такое уравнивание всех со всеми.
Я хотела узнать, чем именно для тебя определяется малость и есть ли это в проекте. Но на вторую часть ты уже ответил.
Всё равно я не до конца понимаю, что ты имеешь ввиду под малостью.
Ну вот в том-то и дело, что когда говорят «маленькие люди» у каждого свои ассоциации. У кого-то карлики, у кого-то фрезеровщики, у кого-то мелкие душонкой существа. Есть ли у тебя какая-то ассоциация помимо размеров?
Нет, нет, абсолютно. Название только говорит о размере. Если, кстати, в моих работах, можно проследить какую-то направленность и сложить представление о том, что я кому-то отдаю предпочтение — это будет неточность в моем исполнении.
Насколько я поняла, для проекта ты используешь только свои фотографии. Ты специально ищешь персонажей и снимаешь или пользуешься архивными фотографиями?
Я выхожу в город с фотоаппаратом и ищу людей. Про курортников я уже рассказал — это была первая серия работ, натолкнувшая меня на коллажи и занятие стрит-артом, а рабочие — это была идея, сформированная в голове. Шёл городской проект по благоустройству «Моя улица» и по всей Москве долбили асфальт и реставрировали фасады домов. Ну и я представил, как бы отлично смотрелись эти рабочие там, где стены ещё не отреставрированы. Так и получилось. Я нашёл рабочих, снял их, распечатал и расклеил на старые, обветшавшие стены.
С момента начала проекта я использую только свои фотографии, это такой важный момент для меня — не брать чужие фотографии, чтоб взгляд был более (как это ни странно) объективным. Можно залезть в интернет, накопать кучу нужных фото и залепить ими весь город. Но тогда для меня, как художника, пропадет самая важная часть этого проекта — живое общение со средой и его объективное (ну для меня лично, как субъекта) представление моими глазами. Мне предлагали так же начать использовать фотографии сделанные мной до проекта. Но я, почему-то, не хочу переходить эту черту в прошлое. По-моему, проект должен развиваться в реальном времени, хотя, конечно, время всё равно опережает проект. Всё, что я запечатлеваю, становится архивом прошлого, как любая фотография. И нарушается некоторая незыблемость, целостность восприятия. Я монтирую куски прошлого с настоящим. Ну это что-то из области метафизики и размышлений про космос, можно не уделять этому много внимания. Скорее это личное, внутреннее переживание.
Довольно часто бывает так, что я хожу на старые места, где клеил своих «людей» и не нахожу их там. Тогда я оставляю какой-нибудь новый тематический стикер и ухожу. Это мое некое общение со службами по очистке города. Не хотите влюбленную пару? Жаль. Вот мусоровоз. Ведь именно туда они и отправятся. Или курортник на столбе возле моста влюбленных. Отличный был мужик, никому не мешал, его сорвали. Кто? Непонятно. Ну я и приклеил на его место охранника. Кстати, что забавно, вещи курортника остались висеть на столбе. Но спустя время и охранника растерзали. Мне кажется, такие истории вообще очень жизненны и показывают, как легко на месте человека может оказаться «нечто» или «ничто». Вообще если на место людей из бумаги подставлять живых, то можно понять о проекте куда больше.
Бывало ли, что случайно найденное прекрасное место заставляло тебя специально для него искать персонажа, потому что никто из снятых не подходил?
Скорее бывало наоборот, персонаж заставлял искать ему место. У меня до сих пор есть коллаж, который должен быть наклеен на светящуюся панель или лампу. Я просто взял 3 одинаковые фотографии спящего мужика и из двух вырезал его силуэт, а в третьей оставил. Потом всё это склеил между собой, и когда подносишь этот коллаж к свету, то силуэт загорается светом, а всё остальное остается не просвечивающимся.
А лампу найти трудно? Сейчас же у всех вместо вывесок светящиеся короба или они слабенькие?
Ну ты понимаешь, я посмотрел светящиеся панели навигации. Но на них этот мужичок немного по композиции не подходит. Вот тут он вписался отлично:
Кстати, важный нюанс — место. Как оно преображает коллаж и мысль. Один и тот же персонаж воспринимается совершенно по-разному, выявляет совершенно неожиданные подсмыслы, интерпретации и даже концепцию в целом.
Именно так появилась практика «Отсутствие». Я просто вырезал кучу коллажей и осталась такая же куча «отходов». Я стал их рассматривать и увидел, что они стали самодостаточным произведением, раскрывающим мысль о присутствии человека в конкретном месте. Мы часто не обращаем внимание на чьё-то присутствие и только отсутствие этого кого-то даёт нам возможность оценить значимость для нас этого человека. Так и появились «отсутствующие работники».
В рамках этой же идеи я сделал коллаборацию с проектом #тихийпикет, говорящей как раз о конкретных социальных вопросах и занимающийся просветительской и образовательной деятельностью.
Кстати, я вообще много взял из этого проекта, по крайней мере, ведение социальных сетей, ну и в подаче материала и трансляции гуманистических идей мы тоже схожи.
А в чём особенность ведения соцсетей и подачи материала тихимпикетом?
Это открытый проект, в который может вступить любой. Маленькиелюди это тоже предполагают. Любой желающий может начать их клеить. Либо я скину ему заготовки, либо он сам должен сфотографировать и сделать коллаж. Пока я не выработал строгие правила, которые должны соблюдаться, главное, что должен быть соблюден масштаб и тематика — люди и их социальные проявления, а также их взаимодействие с окружающими объектами. На данный момент появилась одна девушка, захотевшая принять участие в проекте, но результатов я ещё не видел. И другая особенность — это ведение отчетов. В тихомпикете плакаты сопровождаются отчетами и пояснениями. Я тоже стал давать некоторые пояснения к работам, которые считаю важными или просто интересными. Зрителю важно дать язык к расшифровке искусства, и такие пояснения помогают проследить мысль и связи, которые могут быть упущены.
К тебе могут присоединиться люди из любых городов и стран?
Чем больше будет маленькихлюдей, тем больше шанс, что их заметят. Кстати на днях я нарушил правило и сделал большую работу примерно 160 на 70 см.
Что на тебя нашло?
Мне было интересно, во-первых, просто наклеить большого человека и посмотреть, как он смотрится, а во-вторых, привлечь внимание. В дальнейшем я планирую делать тех же маленькихлюдей, но размеров до 4-5 метров. Тогда произойдет то, чего я жду, наверно, больше всего — обратная проекция.
Поясни, пожалуйста.
Пока я клеил маленькихлюдей, подбирал им место, аккуратно вырезал и собирал, у меня сформировалось к ним довольно странное покровительственное отношение. Я ощутил себя этаким творцом маленького мира, незаметного другим или заметного немногим. И потом решил, а почему возникает это чувство? И если изначально проект был про уничтожение и расщепление человеческого эго (под «эго» я понимаю закрытую систему восприятия своего «Я», ставящую себя выше других систем), его высмеивание и представление в карикатурной форме, то появившееся чувство говорит об обратном. Значит, надо сделать что-то, что уравновесит маленькогочеловека из бумаги и человека. Тогда я и решил делать супербольших людей. Тех же самых, что и раньше, только размером до 4-5 метров. Конечно, тут возникает целая уйма технических сложностей и, конечно, количество таких персонажей резко падает. Хотелось бы сделать большой мурал на фасаде дома. Это была бы некоторая точка, замыкающая пространство проекта. А пока я тренируюсь на маленькихлюдях чуть большего размера!
Так. Погоди. Ты говорил: «Я вряд ли здесь использую какой-либо другой подтекст, кроме как размера, масштаба и их соотношения», а теперь это был проект о расщепление человеческого эго?
Как ловко ты меня поймала. Да, абсолютно так. Видишь, какими нехитрыми способами мы с тобой пришли к новому пласту маленькихлюдей. Фактически, это проект о людях в городе и их масштабе в нём, о незначительности человека, и его мелочности, как в размере так и в мышлении. О людях даже не в городе, а в принципе в мире. Так как я беру персонажей отовсюду, где только можно. Мы все маленькиелюди на этой планете и должны внимательней и бережней относиться друг к другу. Маленькиелюди из бумаги не более хрупки, чем люди в жизни.
Какие ответвления, помимо больших людей, появились в ходе проекта?
Помимо «Отсутствия» есть ещё 2 проекта, один на стадии создания, второй в теоретической выкладке. Первый проект — это «Коробка». В нём я изучаю среду обитания людей. Все мы существуем в разных «коробках», которые отражают наш внутренний мир. Я прихожу в какое-нибудь место и снимаю всё и всех вокруг, а потом пытаюсь воссоздать модель пространства в коробке из-под обуви. В ходе создания этих работ находится очень много мелких деталей, которые крайне сложно заметить в обыденной жизни. Мы даже не представляем, сколько нас окружает вещей. А коллаж, позволяет сакцентировать внимание на каждой из них.
Второй — это проект «Адам и Ева». Я планирую создать серию больших наклеек с обнаженными влюблёнными парами. Через этот проект, я хочу показать первобытность любви, её открытость и бескомпромиссность, искренние чувства, которые мы часто прячем внутри себя. В общем, этот проект больше про обнажение чувств, нежели тела. О том, насколько мы готовы быть открыты друг для друга. В современном обществе люди забывают, что такое радость существования и удовольствие от банального присутствия другого человека рядом. Конечно, все эти работы тоже будут в едином «коллаже» с местом. Уже есть несколько задумок, а пока я в поиске моделей.
Ты хотел рассказать, какие техники используешь.
Ну вот так получается, что одна из техник — это вырезание персонажа и оставление свободного пространства. Ещё меня всегда привлекала возможность создания чего-то объемного из бумаги, тогда я стал просто дублировать коллаж, приклеивая копии друг на друга. Так появляется объём и движение, которое задает ветер. Лучше всего это, конечно, увидеть в живую.
Еще один из приемов – это искажение пространства при помощи «сворачивания» бумаги, в результате чего персонаж «вываливается» из первоначальной среды. Иногда я раскрашиваю черно-белые коллажи, а иногда дублирую отдельные объекты, чтобы выделить их. Каждый раз может быть придумано что-то новое. Простор здесь безграничный.
В работе с маленькимилюдьми я сознательно избегаю традиционных способов создания коллажа, совмещающих различные объекты по масштабу, цвету и форме. Чтобы оставить идею полноценности человека и его самодостаточности, и не уйти от темы человека и его социальных проявлений в создание забавного «мира со зверушками и людьми» я пытаюсь использовать минимум дополнительных средств и материалов. Вот пример того, чего я как раз стараюсь избегать:
И именно благодаря этому ограничению мне приходится искать новые формы работы с бумагой и пространством внутри работ.
Как люди реагировали, когда ты в метро вырезал маленькихлюдей?
Многие с интересом смотрят, но не спрашивают. В-вежливость.
Как думаешь, как бы ты отреагировал, если бы шёл себе по городу и увидел маленького вырезанного себя на какой-нибудь городской стене?
Я бы был в восторге. Но, безусловно, это также может вызвать и тревогу, ощущение проникновения в какое-то личное пространство! Я задавал себе этот вопрос и, размышляя дальше, приходил к мысли о том, от чего бы возникло это чувство? Неужели я делаю что-то, за что мне было бы стыдно на этой фотографии? Нет. Тогда что? Наверно вседоступность информации. Это ещё некоторый пласт, который вскрывают маленькиелюди. Мы боимся быть открытыми, потому что все боятся, что с ними могут сделать что-то нехорошее. Хотя у всех, с кем я общался, только позитивные эмоции в отношении персонажей. Вообще это добрый проект и я всех призываю не стесняться себя естественного. Люди прекрасны и разнообразны, нам уже пора начать принимать себя и окружающих такими, какие мы есть, смотреть честно и откровенно на жизнь и происходящие вокруг события.
Следить за маленькимилюдьми:
https://vk.com/malenkielydi
https://instagram.com/malenkielydi
И за Иваном:
https://facebook.com/simnv.ivan
Интервью: Ольга Кирсанова
Заглавное фото: Сергей Щеголев
Фото: Иван Симонов