Только что завершился фебруллаж — международный челлендж для коллажистов, длиною в самый короткий месяц в году. Каждый день нужно было делать коллажи, используя официальное слово-подсказку. Затею сию организовали и провели уже второй год подряд предводители The Scandinavian Collage Museum и Edinburgh Collage Collective: Miss.printed и Ред Фавелл.
Основатель сообщества «Режь да клей» Ольга Кирсанова решила принять участие в коллажном беспределе, посмотреть, что из этого выйдет и всплывут ли какие инсайты.
Самое трудное, с чем я столкнулась, это разрешить себе каждый день тратить n-ое количество времени на коллажи. Вокруг горят избы, заводы простаивают, тесто убегает, куры недоены, свёкла сорняками заросла, синички бьют в окно копытом и требуют семок, а Оля сидит за компом и страдает какой-то блажью и фигнёй. Примерно на 5 день марафона совесть меня приподотпустила, я начала целенаправленно удаляться от общества на «коллаж-тайм» и получать от происходящего удовольствие.
Поначалу, никаких конкретных планов у меня не было. Я решила, что буду делать только цифровые коллажи, чтобы принудительно прокачать эту свою не очень сильную сторону. Первое слово было «смех». Найдя более менее подходящие фотографии я сделала коллаж, но чего-то не хватало. Тогда я добавила гуся. И понеслось.
Немного о гусе. Гусь этот там товарищ ещё со времён коллажного сада 2018 и на самом деле он утка породы индийский бегун. За свою отчаянную нелепость он был мною полюблен и теперь периодически всплывает в пространстве Режь да клея. На открытие коллажного сада, например, мы сделали 33 капсулы с уникальными гусиными коллажами, спрятали их в саду, народ искал, всё нашёл и нам ничего не осталось на память.
Ко второму дню я решила, что буду использовать гуся во всех коллажах, но просто как второстепенного персонажа. К третьему дню гусь сказал, что хренушки, он должен быть центральным действующим лицом и никак иначе. Я сдалась.
Чтобы каждый день с нуля не чахнуть над белым квадратом, я решила определиться с элементами, цветовой палитрой и ограничить этим свой выбор. Я взяла фон — текстуру древней страницы, накачала сканов различных растений и цветов из ботанических альбомов, плюс сам гусь был чёрно-бел и текстурен. От этого я и начала плясать. Со временем в палитре появились темно-красный и цвет морской волны (ну, я думаю, что это он). Плюс одно фото космоса.
Несмотря на вроде бы выбранный план действий, первые коллажи смотрелись как-то куцо и жалковато. Мне казалось, что я могу сделать больше и лучше, но у меня залочен мозг, не хватает смекалки и навыков. Но я всё равно постила результаты в инстаграм, ибо пацан сказал, пацан полез в кузов.
Через какое-то время в коллажах начали возникать персонажи, которых я стала использовать в последующие дни. Так началась развиваться некая загадочная история с перекрёстными ссылками, отсылками и самоцитированием.
Сначала у гуся появились руки, затем я нашла другие, более красивые, которые в зависимости от кручения-верчения помогали передать практически любую эмоцию и движение. То же самое относилось к приставным глазам — вхуж на несколько градусов и уже другое дело. Единожды обтравленные и сохранённые элементы помогали экономить кучу времени.
Вот таких ребят и элементы я использовала наиболее часто:
За всё время мне только один раз удалось сделать коллаж на день вперёд. Это случилось в 8 день и коллаж 9-ого дня стал для меня переломной точкой. Мало того, что за день я сделала целых два коллажа, так ещё и коллаж 9-ого дня вышел достаточно многосоставным, что для мне не сильно характерно.
Дальше каждый день становился переломным: то внезапные прозрения, то усталость и стремление схалявить. Например, на 11 день я сделала совершенно тупое видео, потому что мозг отказывался хоть немножечко поразмышлять над темой дня — «снаружи».
Хоть у меня и был набор картинок и повторяющиеся ребята, на каждый коллаж уходило порядка 3-4 часов. Заканчивала работу обычно уже в ночи и тут же её публиковала, дабы успеть день в день. Перед сном я смотрела слово на следующий день, клала его в голову и начинала думать, что можно сделать завтра. Так и засыпала.
А каждое утро мой внутрненний противный перфекционист выходил на охоту, смотрел инстаграм, тыкал пальцем и кричал: «ААААА ну ты чо, голова слилась с линией горизонта, чо не подвинула-то? А вот сюда вообще нужно было мячик положить». Я затыкала ему рот, как могла, но он продолжал верещать. Это была тяжёлая борьба, но я, кажется, выиграла.
В какой-то момент я поняла, что практически в любой коллаж пытаюсь впихнуть круг для скрепления композиции. Сначала меня это веселило, ибо у меня давнее, неизвестно откуда взявшееся предубеждение (возможно, навязанное каким-то «гуру»), что кружки для спасения дизайна используют только лошки. Потом меня это насторожило. Затем я смирилась и поняла, что круг — это святое. Когда не знаешь, что делать и как улучшить коллаж — круг и космос — вот твои спасители. А иногда и вовсе комбо — круг со звёздной заливкой. Но космос, конечно, проигрывает кругам по части спасения всего.
Удивительно, но факт. На свой самый лучший коллаж по мнению меня и интсаграм-общественности ушло меньше всего времени. И это при том, что обтравка осьминога со всеми его сосочками заняла около часа времени. Из этого факта я могу сделать вывод, что никаких выводов я сделать не могу. Но дальше будет ещё пара полезных советов.
Тут я снова устала и меня потянула в минимализм разной степени. Не смогла выбрать степень и коллажа стало два.
На этом фебруллаж и зима закончились и теперь можно выдохнуть. И не прикасаться к коллажам какое-то время.
Что могу сказать по итогу. Обычно, когда я верстаю, например, книгу или делаю какую-то серию, которую не нужно палить прям сразу, как горячий блин, то когда дохожу до конца, возвращаюсь к самым первым страницам\коллажам и переделываю их. Ибо первые работы делаются для разгона и погружения в материал, по сути, это черновики и рабочие варианты. К середине становится понятно, куда ты идёшь, а к концу и вовсе виден весь стиль и огрехи первых страниц, которые можно переделать, уже глубоко чувствуя материал. Если же для вашей работы нужна обложка, то тем более делайте её самой последней.
Сейчас я конечно бы коллажи первых дней сделала по-иному, но мне лень и даже поверженному перфекционисту лень что-то делать.
Был ли фебруллаж для меня полезен? Однозначно да. Несмотря на то, что в своих фантазиях я представляла совершенно другой результат прокачки, то, к чему я пришла мне весьма нравится. И всем, кто соберётся участвовать в подобных вещах в будущем, очень советую принудительно ограничивать себя материалами. Это я называю «креативом от отчаяния», мобилизующим мозг.
И последнее, об используемых материалах. Всегда помните, что лучше сразу блюсти авторское право используемых фотографий и брать то, что можно. Ибо вы не знаете, куда судьба заведёт ваши работы в будущем.
Я использовала фотографии, переданный в общественное достояние. Напомню, что список ресурсов, где можно брать такие изображения в хорошем качестве собран здесь:
https://russiancollage.ru/stuff/
А аспекты авторского права в коллаже тут:
https://russiancollage.ru/copyright/
За этот фебруллаж было сделано более 17 тысяч коллажей. Все работы можно посмотреть по хештегу #februllage2020.
Подписывайтесь на официальный аккаунт фебруллажа, дабы не пропустить следующий февраль (время летит, а склероз крепчает):
https://www.instagram.com/februllage
Текст и коллажи: Ольга Кирсанова