Мария Альхарир предлагает жителям и гостям Ижевска взглянуть на город по-новому: смешать, но не взбалтывать — открытки, технику коллажа и, конечно, историю.
В 1978 году издательство «Советская Россия» запустило серию наборов открыток «По городам Российской Федерации». Версия про Ижевск составила в обороте 70 000 экземпляров и 53 копейки в цене.
Для меня наивысшим смыслом разрезать почти раритетные открытки было желание придать наследию актуальную визуализацию в виде коллажа.
Национальный музей или Арсенал
Изначально — склад оружия почти на окраине города. В интерпретации советских лет — республиканский краеведческий музей — место, куда жители несли не совсем нужные им предметы — некое экологичное расхламление.
Сейчас само здание музея занимает второе место после своей же прилегающей территории — зоны отдыха почти в центре Ижевска, с идеальными лавочками у клумб для кофе на закате
ЦП — на ижевском сленге Центральная Площадь
Так сложилось, что исторический центр Ижевска и эспланада с аналогичным названием разделены расстоянием в 1,7 км — всё, потому что город разрастался стахановскими темпами, а старые названия обретали вторую жизнь в новых местах.
На переосмысленной открытке четыре достопримечательности советского Ижевска — первые высотки: 14 этажей, центральный район, вместо двора целая площадь, из некоторых квартир даже вид на пруд — вай, богемно-элитное жилье! Сейчас же видны только верхние этажи — деревья выросли, а площадь так и осталась Центральной.
Монументы Дружбы и Славы
Известные всем ижевчанам лыжи Кулаковой и солдат у Вечного Огня стали единым символом, возвышающимся над Ижевском — благородство и сила! Если с советским монументом боевой и трудовой славы всё понятно, то что тогда за лыжи и при чем тут дружба?
Барельефы на памятнике повествуют историю вхождения Удмуртии в состав России, но жители Ижевска придумали свою версию монумента — вытянутые, слегка закруглённые элементы скульптуры стали негласными лыжами пятикратной чемпионки мира Галины Кулаковой.
«Власть меняется»
Ленин. Одно слово, в котором умещается целая эпоха, оставившая потомкам вещественные доказательства — памятники. Приходящих на ум два — у Редуктора и у «Ленинки» (или Национальной библиотеки, если уж официально).
Второй элемент арт-объекта — здание Правительства. Забавно, да, как органично смотрятся такие разные произведения рук человеческих, вплетаясь друг в друга и, несомненно, дополняя смыслы — «власть сменилась» (представляем, как дед из Малиновки достаёт нужную фуражку), а Ижевск по-прежнему процветает.
Двойной монументализм, пожалуйста!
«Муза» на ДК Металлургов — монументальная скульптура из кованной меди, как пожар, переливавшаяся на солнце оттенками огня, воспевающая советский «суровый стиль» — всё в лучших традициях 80-х годов.
Монумент Дружбе Народов — визитная карточка Ижевска, замыкающая эспланаду Центральной Площади. Если смотреть со стороны пруда — то монумент был центральным, величественным элементом, за спиной которого стоял город.
В настоящий момент оба потерялись: первый под слоями чёрной краски после неудачной реставрации; второй среди новых элитных домов, построенных, что называется в «центральном центре».
Затерянные в современности, но не утраченные во времени и в памяти два символа советской монументальности.
Ориентация: северо-восток
Если провести линию между памятником А. Ф. Дерябину и уже дважды известным нам монументом Дружбы, то получится направление застройки и расширения города.
Ижевск начинался с завода, перед которым и сейчас стоит памятник его основателю. Далее, в советский период, город постепенно приобретал черты современной столицы Удмуртии. А в наше время продолжается расширятся в том же, северо-восточном направлении — Берша и Калашникова улицы, привет!
Итого, это было моё переосмысление наследия родного города через коллажирование советских открыток — арт-объекты открыли перед вами свои потаённые смыслы и превратились в рукотворные памятники истории, уже моей.
Текст и коллажи: Мария Альхарир