7 марта в Ереване открылась выставка Дали и Пикассо, а вслед за ней, 8 марта, прошёл вернисаж выставки коллажей участников нашего сообщества «Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка».
Пришедшие в MAMA JAN на вернисаж дамы и джентльмены послушали приветственные речи хозяйки микро-галерее t h e c o r n e r и, собственно, кофейни Юлии Кислев, основателя Parajanov Art Laboratorium Вигена Бархударяна, а также мини-лекцию о коллаже от арт-директора Parajanov Art Laboratorium Вероники Журавлёвой. Всё действо происходило в прямом эфире, кто не узрел, может посмотреть повтор открытия в записи:
MAMA JAN ՄԱՄԱ ՋԱՆ Veronika Zhuravlyova Liana Ghahramanyan Julia Kislev
Опубликовано Карине Аванян Воскресенье, 8 марта 2020 г.
Гости угощались, веселились, резали гранаты и прочие круглые фрукты, предавались интуитивному коллажированию и нарезались по самое «надо бы домой, но хочется ещё»! Создали концептуальные коллажи, просто коллажи, объёмные инсталляции и маски от всех вирусов. А ещё на вернисаже присутствовал местный человек-коллажист Виктор Ханян.
Выставка продлится до 7 апреля. Приезжаете в Ереван и с 11 утра до 11 вечера идёте по адресу ул. Хоренаци, 20, t h e c o r n e r micro-gallery, MAMA JAN.
Выражаем огромную благодарность за возможность реализации выставки Юлии, и огромную спасибу за саму реализацию Веронике и Вигену. И спасибо всем пришедшим на открытие.
А теперь знакомьтесь с работами-участниками выставки (кои после 7 апреля перейдут в коллекционный фонд Parajanov Art Laboratorium) и непридуманными авторскими историями.
Александра Ворожко
«Красный платок». 2019
гуашь, бумага
коллаж, 21х29,7см
Моя бабушка носила красный платочек, чтобы всегда быть нарядной, даже когда ходила за хлебом. Иногда надевала белый, на нём была вышита красная роза и узор по краю. Её очень любили местные дворняги, а она вычёсывала им шерсть палочкой, сидя на лавке у подъезда.
Александра Прокопова
«Бабушкины руки и бабушкины тряпки». 2020
старые журналы, картон
коллаж, 19х19см
Больше всего я помню бабушкины руки. Мне маленькой задирать постоянно голову было неудобно, поэтому я часто смотрела прямо, на руки. Помню я сидела за столом и перед глазами всегда были они. То они месили тесто, то резали капусту для борща, то нарезали хлеб. Помню что я всегда с любопытством их рассматривала, они были старыми и морщинистыми. Она постоянно что-то делала, а заодно рассказывала истории из своей жизни. А еще я помню бабушкины тряпки. Это какой-то особенный момент. В её доме были подушки, которые огромной горой лежали друг на друге, и какие-то кружева, которыми накрывали почти все предметы в доме. Скатерти с бахромой, бабушкин передник, об который она всё время вытирала руки, половики в коридоре. Где-то старое, потертое, обветшалое, помню мне местами это было даже неприятно. Совсем недавно её не стало. В день когда это случилось, я страстно захотела ей позвонить, спросить как дела, но была занята, отложила. А вечером я узнала что её больше нет. Теперь звонить уже некому. Мой коллаж об этих воспоминаниях и о любви к моей бабушке.
Виталий Маклаков
«Анна Алексеевна и Екатерина Павловна». 2019
цифровой коллаж
Прапрабабушка Анна (слева) никогда ни лежала в больнице. Потеряла на войне двух сыновей и лишилась ума, собирала пёрышки… дожила до 90 лет. Прабабушка Катя (справа) рассказывала нам с братьями сказку про бабушку Маланью. В молодости любила колядовать. Фон этой работы – это моё цветовое ощущение-воспоминание от бабушки Кати. На самом деле это самостоятельная работа выставлялась на моей персональной выставке и называлась «В гостях у бабушки». В верхней части картины помещены изображения поделок из дерева моего деда, сына Екатерины.
Виталий Маклаков
«Бабушка Минсулу». 2019
цифровой коллаж
Бабушка не дождалась моего появления на свет. Как рассказывала мама, она очень азартно болела за хоккей. Работала столяром. Делала шкафы и табуретки. В миру (по документам) её звали Сара, кто-то называл Ниной, а настоящее её имя Минсулу.
Ирина Кутузова
«Семейный портрет». 2020
старые журналы, картон, цветные карандаши, маркеры
коллаж, 21х29,7см
Кому в детстве не хотелось разрисовать скучные черно-белые фотографии родственников яркими красками или карандашами? Я думаю те, кто это делали, стали настоящими художникам. А я стала коллажистом.
Ирина Кутузова
«Без названия». 2020
старые журналы, картон, маркеры
коллаж, 21х29,7см
В жизни так устроено – когда мы были маленькими за нами ухаживали наши бабушки. Со временем мы становимся взрослее и старше, а бабушки ещё взрослее и ещё старше. И бывает так что они, в силу некоторых обстоятельств, становятся маленькими детьми и уже обязанность ухаживать за ними ложиться на наши плечи. Некоторым очень сложно принять этот факт, но я благодарна своим бабушкам за то, что они вложили в меня – знания, умения, чувства и любовь. Без них не было бы меня.
Ирина Кутузова
«Без названия». 2020
старые журналы, картон, маркеры
коллаж, 21х29,7см
Когда я была маленькая у меня были бабушки. И один дедушка. Бабушки научили меня вязать. А дедушка научил играть в карты.
Ирина Севостьянова
«Баб Маша». 2020
бумага для пастели, книжный форзац, копия архивных фото, журнальные вырезки
коллаж, 21х29,7см
На сим коллаже я и Мария Семёновна Севостьянова, или попросту баб Маша, в интерьере «постсоветский минимализм». Каких-то трогательный историй и воспоминаний о бабушке у меня нет. Помню — ходила она с тугим пучком на голове, а перед сном расплетала его, и волосы её русые были длинные-длинные, ниже попы. Я о такой длине только мечтать могла. Свет гасила баб Маша рано, садилась в кухне у окна на табуретку и смотрела в темноту. Иногда предавалась воспоминаниям о молодости, пела мне песни, рассказывала истории. В бабушкиной квартире мало чего было, но зато в зале над столом висел портрет некой дамы. Как рассказывала баб Маша, это друг-художник нарисовал и подарил ей. Дама по моим воспоминаниям была похожа на Венеру руки Боттичелли. Цвета картины тогда казались мне необычными, «зефирными», а другого искусства я тогда живьём и не встречала.
Митрий Гранков
«Консервации». 2020
бумага, металлические крышки
смешанная техника, 21х29,7см
Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. А еще был дедушка. И у них в доме был погреб. Я помню, как дедушка открывал металлическую дверь огромным ключом, и внутри было столько всего, что мне этот погреб казался таинственным сундуком, наполненным сокровищами. Здесь хранились рабочие инструменты — пилы, отвертки, напильники, стамески, а еще коробки с разнообразными железяками, винтиками, гайками, детали от того и этого — дедушка брал все, что находил на улице. И здесь же всегда наготове аккуратными рядами стояли банки с консервациями бабушки, подписанные и выставленные на полках, как в музее. Моя бабушка была блокадницей и всегда делала многочисленные запасы. Я хорошо помню эти консервации, потому что даже когда у нас было трудно с деньгами, всегда было что поставить на праздничный стол.
Надежда Ильина
«Меня нашли в куличах». 2020
фрагменты журналов, плотная бумага
коллаж, 21х29,7см
Помнится, в детстве Пасху я ждала не меньше Нового года. Приготовления к Пасхе казались магическим ритуалом, таинством. После бескомпромиссной уборки дома («не жалуйтесь, я в детстве полы и посуду песком начищала») и варки трёх десятков подписанных именами яиц (ах, лишь бы «моё» не треснуло) в накопленной за год луковой шелухе наступал самый волнующий день — суббота, когда бабушка пекла куличи. С раннего утра, ещё до моего пробуждения, на кухне начинались приготовления: ставилось тесто, красилось пшено, перебирался изюм и доставались с антресоли консервные банки из-под зеленого горошка всех размеров — формы для запекания куличей. После наступал многочасовой марафон по выпеканию. Бабушкины куличи были невероятно ароматными и вкусными, а мама поливала их тающей во рту глазурью. До поздней ночи они заполняли большой стол в гостиной десятками восхитительных куличей, а я сидела у стола, под столом, ходила вокруг него и вдыхала их аромат, ведь попробовать их до полуночи было никак нельзя. А потом, засыпая позже обычного, я думала, как хорошо, что Он всё-таки воскреснет, и я целую неделю смогу есть эти дивные бабулины куличи!
Ольга Кирсанова
«БабаКапа и её Мурзики». 2020
старые журналы, акрил, пивной картон
коллаж, 20х20см
Моя бабушка очень любила котов, это у нас семейное. Они с дедушкой жили в своём доме на окраине города, коты были жизненно необходимы для души и ловли мышей. К силу диких джунглей, соседей, автомобилей и прочих факторов повышенной опасности, сопровождающих свободно перемещающихся в пространстве животных, коты жили не очень много лет. После оплакивания любимца, бабушка заводила нового кота и каждый получал одно и то же имя — Мурзик. Не помню, скольких Мурзиков я застала в детстве и юности, но пушистость этих котов неразрывно связана с моими воспоминаниями о бабушке. Ну и ещё в привязке идут большие тонкие ажурные и чертовски вкусные бабушкины блинчики.
Текст: Ольга Кирсанова
Фото: Вероника Журавлёва
Видео: Карине Аванян
Коллажи и истории: Александра Ворожко, Александра Прокопова, Виталий Маклаков, Ирина Кутузова, Ирина Севостьянова, Митрий Гранков, Надежда Ильина, Ольга Кирсанова