Не все коллажисты задумываются об авторских, и что не менее важно (а иногда и более), об имущественных правах на фотографии и картинки, которые они используют в своих коллажах. А некоторые и вовсе в него не верят и яростно отрицают, мотая кудрями. Но, независимо от вашей веры или неверия, эти права существуют и нужно знать, что делать, чтобы обезопасить себя. Особенно, если вы занимаетесь продажей своих работ и выставочной деятельностью.
Конечно, если вы делаете коллажи исключительно для себя и верхнего ящика стола — это считается личным пользованием, для которого можно делать всё, что угодно. Но представьте ситуацию: к вам в гости приходит дядя Петя — миллионер, копается в вашем ящике с коллажами и молвит человеческим голосом: “А давай, Васятка, мы твои коллажи выставим в Лувре, а потом я у тебя всё куплю и раздарю друзьям на открытки в их частные открытошные коллекции”. И вы, будучи Васяткой, сначала падаете без чувств от радости, а придя в себя начинаете безутешно рыдать. Ибо за ваши коллажи вам в Лувре влетит от правообладателей, с коими вы не считались, потому-что-тьфу-на-них.
Чтобы не быть таким Васяткой, мы настоятельно рекомендуем приучать себя с младых ногтей следить за соблюдением приличий и придворного этикета во время создания коллажа. Чтобы в любой момент вынуть любую свою работу из-за шкафа и отдать хоть на продажу, хоть на выставку, хоть на растопку.
На прошедшем этим летом первом международном фестивале коллажа в России Режь да клей ФЕСТЕ специально обученный юрист прочитал для присутствующих лекцию “Авторское право в коллаже”, текстовую версию коей приводим ниже.
Всем читать. Придём, проверим.
Иван Резников — дипломированный юрист, специалист в области договорного и авторского права, преподаватель Британской высшей школы дизайна, автор курса «Бытовое правосознание, или что нужно знать о праве», а также обладатель ещё множества регалий.
Авторское право в России регулирует 4 часть Гражданского кодекса (принята в 2008 году). Интеллектуальные права делятся на авторское право и исключительное право. Их основное отличие в том, что авторское право нельзя отнять у автора, купить или провести отчуждение каким-то иным способом. Авторское право продолжает действовать даже после смерти автора.
Авторское право включает (личные неимущественные права):
- право на имя. Как только вы создали произведение, вы автоматически получаете на него авторское право. Вы можете сразу же публиковать его везде, где пожелаете, под своим именем, псевдонимом или инкогнито.
- право на неприкосновенность произведения. Без согласия автора и его разрешения нельзя изменять, увеличивать, сокращать, добавлять, урезать, т.е. вносить какие—либо изменения.
- право на обнародование и право на отзыв обнародования.
Получить деньги за авторские права вы не можете, а вот за исключительные – да. Исключительное право – это право получать прибыль со своего произведения. Продавать, передавать, предоставлять лицензию (частично передавать свои права).
Можно ли использовать чужие произведения (фотографии, картины, тексты) для создания своих произведений – коллажей?
Да, но с многочисленными оговорками.
Во-первых, вернёмся к праву на неизменность произведения. Менять произведение (то есть добавлять, отрезать, перемещать элементы) можно только по согласию автора или правообладателя (это могут быть разные лица).
Во-вторых, важно понимать, что, покупая материальный носитель изображения (журнал или книгу), вы не получаете прав на само изображение. «Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальные носители», – говорится в Гражданском кодексе.
Единственное исключение из этого правила – картины и скульптуры. Вы купили оригинал произведения – значит вы автоматически приобрели все исключительные права на него. Но не авторские – всё равно вы везде и всегда будете указывать автора.
Если провести параллель с коллажным искусством, то вы можете, например, приобрести оригинал фотографии (негатив). Но это спорный момент – большинство российских судов будут считать, что даже с покупкой оригинала произведения вы не получили на него исключительные права. Это происходит из-за того, что установить материальный источник цифровой фотографии не представляется возможным (другое дело, если была бы плёнка, и вы, приобретя оригинал, исключили бы возможность для других воспроизводить это изображение).
Для отчуждения всех исключительных прав на цифровую фотографию необходимо прописать это в договоре, чтобы в случае судебных разбирательств обезопасить себя.
Вообще запомните одно простое правило, которое очень сильно упростит вам жизнь: ЧИТАЙТЕ! Читайте договоры, условия акции, условия лицензии и т.д. Если вы покупаете картину, то в договоре нужно чётко прописать: «Передаются ВСЕ исключительные права, в том числе, но не ограничиваясь, право на публикацию, продажу, перепродажу, демонстрацию, изменение и т.д. Можно не перечислять всё, главное, чтобы прозвучало «все исключительные права».
Если же вы наняли фотографа для создания фотоматериалов, которые впоследствии будете использовать в коллажах, то вы заключаете с ним договор подряда. Все созданные им фотографии будут автоматически принадлежать вам. Но на всякий случай всё же стоит указать в этом договоре подряда, что все исключительные права на фотографии, созданные в результате работ по договору, передаются вам.
Кто-то из коллажистов может сказать, что они не раз размещали свои коллажи с использованием чужих фотографий в интернете, демонстрировали их публично и даже продавали – и никто не возмущался. Дело в том, что правообладатели попросту не относятся к коллажному искусству серьёзно. Но это лишь вопрос времени, и вы можете столкнуться с проблемами в любой момент.
В России действует специальный Суд по интеллектуальным правам и занимается исключительными правами. За защитой своих прав в этот суд обращаются не только российские компании и граждане, но и иностранные. В основном, конечно, это иски, связанные с воспроизведением музыкальных произведений. Но есть примеры и визуального искусства – дела о Ждуне, Свинки Пеппы и героев мультфильма «Маша и медведь». Около 90% мягких игрушек и другой продукции с изображением этих персонажей, продающихся в магазинах, являются контрафактом и сделаны без согласия правообладателей.
Правообладатели активно борются с этой деятельностью: в 2018 году владельцы «Маши и медведя» выиграли порядка 170 дел. При этом им даже не нужно доказывать нарушение авторского права, нужно лишь показать факт его использования. В авторском праве существует презумпция виновности: если правообладатель заметил, что вы используете его изображение без его согласия, и это изображение угадывается в вашей работе, то ему не нужно будет это доказывать. Доказывать, что вы не виновны, будете вы.
Здесь прозвучал очень важный момент: если мы используем отдельные, не угадываемые части чужого изображения, то говорить о нарушении авторского права будет сложнее. То есть вы можете обезопасить себя от подобных исков, если будете использовать, например, изображения отдельных частей тела: ног, рук, глаз, ушей (но не изображения головы целиком). В таком случае нельзя будет точно установить, с какого изображения взята эта часть.
В 2007 году этим приёмом воспользовалась новосибирская фирма, занимающаяся изготовлением сувенирной продукции. На них подал в суд фотограф, утверждавший, что они использовали его фотографию здания для создания коллажа на календаре. Юрист этой фирмы ответил, что данная фотография является изображением памятника архитектуры и сделана с общедоступного ракурса. Таких фотографий в интернете огромное количество, и фото, использованное фирмой для создания календаря, могло быть изображением не этого правообладателя. Фирма выиграла дело.
В схожем случае, если вас обвинят в нарушении авторских прав, и при этом вы использовали только часть изображения (например, ногу), то вы можете защитить себя тем, что предоставите несколько схожих изображений. Можете воспользоваться механизмами поиска по картинкам «Яндекса» или Google.
Да, ваш оппонент может попытаться провести фотографическую экспертизу. Но если это повторяющееся, часто встречающееся изображение, то он просто утонет в потоке фотографий, с которыми нужно будет сличить фрагмент вашей работы. Большая часть правообладателей просто не пойдут на это.
Не стоит использовать слишком необычные изображения частей тела – то есть такие, какие легко будет отличить от других: с татуировками, кривыми пальцами, в общем с необычными приметами. Здесь вы уже не сможете доказать, что это не конкретное и распространённое изображение.
Если в ваших коллажах вы используете изображения людей (в том числе фотографии, созданные вами самостоятельно), то эта деятельность регулируется Частью 1 Гражданского кодекса об охране изображений граждан. Любое обнародование и использование изображений граждан допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина – только с согласия детей, пережившего гражданина супруга, в их отсутствие – с согласия родителей.
Есть три исключения, когда такое согласие не нужно:
- Изображение используется в государственных или иных общественных интересах. Сюда входят фотографии публичной личности, выступающей на собраниях, конференциях и общественных мероприятиях. В этом случае фотография делается для иллюстрации мероприятия, а не человека.
- Фотография была получена в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такая фотография является основным объектом использования. Иными словами, когда целью фотографии является архитектура, большое скопление людей (болельщиков на чемпионате по футболу) и т.п.
- Если гражданин позировал за плату. Но только в том случае, если модель позировала для вас, для создания необходимых вам фотографий. В случае, если вы хотите взять фото из журнала, вам нужно спрашивать разрешение на использование у журнала, а не у модели (так как модель позировала для журнала). При отправлении запроса на использование фотографий из журнала необходимо также указать, что фотография будет использоваться для создания коллажа, в неё будут вноситься изменения. Поворотным моментом также будет являться то, будете ли вы продавать итоговый коллаж или не будете. Если вы хотите его продавать, то журнал вправе потребовать плату за использование фотографии.
В случае, если вы использовали фотографию человека без его согласия, и ваш случай не подпадает под эти три исключения, то гражданин вправе потребовать изъятия у вас всех ваших коллажей с использованием его изображения и удаления ваших коллажей из интернета, если вы их там разместили.
Всегда читайте условия использования изображений с фотостоков (сайтов с условно бесплатными фотографиями типа pixabay). Часто условием бесплатного использования фотографии является ограничение числа лиц, кому будет демонстрироваться фотография. Или важно, чтобы вы использовали фотографию в некоммерческих целях (что исключает возможность продажи коллажа).
Важным условием лицензии на использование изображения может быть его неизменность. Что для коллажа также является проблематичным. Лучше всего, чтобы в лицензионном соглашении было указано: «Разрешается использование в любой форме». А это значит, в соответствии со ст. 12.70 Гражданского кодекса, что переработка (создание коллажа) тоже входит в понятие «в любой форме».
Также может быть ограничен срок лицензионного соглашения.Обычно в российской практике это 5 лет. Изучайте лицензию внимательно.
Религиозные изображения чётко регламентированы соответствующими организациями: РПЦ, Святым престолом Ватикана и т.д. Эти изображения святых, божеств и символов общедоступны и не защищаются авторскими исключительными правами. Но в России существует закон об оскорблении чувств верующих, а значит коллаж с использованием религиозной символики может подпасть под его действие.
Если коллаж является карикатурными или в какой-то части может затронуть чувства верующих, с этим нужно быть осторожным. Да, можно указать при публикации, что вы не хотели оскорбить ничьих чувств. Но лучше всего использовать не сами иконы и изображения объектов религиозного культа, а произведения искусства, содержащие религиозные символы (картины эпохи Возрождения и т.п.). Подробнее об использовании картин и других произведений искусства рассказано в следующем пункте.
Использование в коллажах государственной символики регулируется частью 4-й Гражданского кодекса, статья 12-31.1 «Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки»: «Правовая охрана не предоставляется объектам, включающим воспроизведение или имитирующее официальные символы и наименования в том числе. Государственные символы и знаки, флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п. Сокращённые или полные наименования международных, межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки, а также официальные контрольные и гарантийные печати, наградные и другие знаки отличия».
Иными словами, вся государственная символика, включая флаги, гербы, денежные знаки и т.д., не защищается авторскими исключительными правами и может свободно использоваться в коллаже. Важный момент: государственные символы не должны преподноситься в оскорбительном ключе. Иначе ваша работа подпадёт под статью 14.51 Кодекса об административных правонарушениях «Об оскорблении государственных символов Российской Федерации». Если же вы просто используете части, например, флага, для создания художественного образа, это не будет считаться правонарушением.
В случае использования изображения денежных знаков в коллаже стоит помнить о том, что конкурсные изображения банкнот (например, недавний конкурс Центробанка на изображение купюры достоинством 2000 рублей) являются проектами, а значит защищаются авторскими исключительными правами. До тех пор, пока официальные государственные органы не утвердили их. Это означает, что конкурсные изображения банкнот нельзя использовать для коммерческих целей без разрешения автора и составления с ним договора.
В отличие от российского государства, бренды и организации не отказываются от своих исключительных прав на собственную айдентику (лейблы, товарные знаки, логотипы и т.д.). Более того, бренды активно борются с неправомерным использованием их изображений в коммерческих целях. Хотя в случае художественного произведения, а не контрафакта, ситуация может повернуться в сторону бренда: если вы создали коллаж и выставили его в галерее, это работает на бренд, популяризирует его. Скорее всего, бренд будет не против такого использования его товарного знака.
Также на стороне коллажиста в части использования изображений брендов статья, которая условно называется «О карикатурах». Если любое изображение (любое) используется в целях создания карикатурного образа, то на данное изображение исключительные права не распространяются. Также для использования в карикатуре изображения не нужно даже брать согласие бренда или автора.
Возможен такой вариант, что бренд оскорбится тем, как вы использовали его изображение в коллаже. В таких случаях назначается искусствоведческая юридическая экспертиза, которая будет определять наличие оскорбительного смысла для бренда. Вам нужно будет защищать себя, объяснять свой художественный замысел. Удобнее будет это делать, если вы использовали не один бренд, а несколько для иллюстрации своей мысли. Например, вы критикуете общество потребления, и использовали некоторый набор брендов, показывая, что именно им выгодно бездумное потребление. Тогда конкретному бренду будет трудно доказать, что его честь поругана и что это нападки конкретно на него.
Также в случае карикатурного использования изображений бренда стоит помнить, что даже если вы используете несколько брендов, но в итоге создаёте коллаж в коммерческих целях (выставляете за плату, продаёте), то бренды будут уже не так благосклонны. Они, скорее всего, заявят о своих авторских правах, и в итоге вы не сможете продать или демонстрировать ваш коллаж за плату.
Стоит сказать и про коллажные карикатуры на политических деятелей или представителей власти. Это важно в силу ужесточения ответственности за оскорбление представителей власти. Опять же, в этом случае ваша задача – доказать, что это именно сатиристическое изображение, а не оскорбительное. У вас не было цели унизить. В суде вы вправе предоставить заключение независимой экспертизы, и даже если экспертизы вашей стороны и стороны противника будут разными, вы вправе предложить организацию для проведения государственной экспертизы.
Закон №54 о музейном фонде Российской Федерации, статья 36-я «Публикация музейных предметов и музейных коллекций»:
«Передача прав на использование в коммерческих целях музейных предметов и музейных коллекций, включающих определённый состав музеев РФ, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных коллекций». Иными словами, чтобы иметь возможность использовать изображение произведения искусства в своём коллаже, который мы планируем демонстрировать или продавать, необходимо пройти процедуру согласования с руководством музея.
На сайте Министерства культуры РФ есть раздел «Музейный фонд», куда можно зайти и посмотреть все каталожные записи всех предметов искусства, которые находятся в музеях страны. Кроме того, многие сайты музеев имеют такой раздел, где также можно ознакомиться с каталогом. Там же вы можете узнать, какие произведения искусства находятся в статусе общественного достояния, и их можно свободно использовать для создания своих произведений (например, у Лувра есть ряд таких произведений).
В соответствии с 4 частью Гражданского кодекса об авторском праве, минимальный срок, после которого исключительные авторские права перестают действовать, составляет 70 лет после смерти автора. Но, как это часто бывает со знаменитыми авторами, их исключительными правами могут владеть их потомки и различные организации значительно дольше 70 лет.
Но в случае, если правообладателей у автора, умершего больше 70 лет назад, нет, то произведение искусства переходит в разряд общественного достояния. И исключительные права перестают действовать (правда, право на авторство остаётся навсегда, так что его необходимо будет указывать). У ряда музеев (Лувра, Метрополитен, пражских музеев) есть раздел на сайте, где указаны произведения, находящиеся в статусе общественного достояния. Такие произведения можно смело и свободно использовать в коллажах.
Россия состоит в Бернской конвенции от 1886 года. В неё входит большинство стран. Правила конвенции гласят, что иностранный гражданин, нарушивший какие-либо законы на территории страны, несёт ответственность по законам этой страны. Если вы принимали участие в выставке во Франции, и нарушение авторских исключительных прав вашим произведением было замечено во Франции, то вы будете нести ответственность по законам Франции.
По сравнению с зарубежным авторским правом российское совсем не жёсткое. Размеры штрафов и ответственность куда меньше и мягче. Обычно, если правообладатель изображения подаёт в суд на того, кто его использовал без разрешения, российский суд возмещает правообладателю затраты на адвоката и никогда не назначает большой компенсации ущерба (чаще всего потому, что доказать ущерб очень сложно). За рубежом, в Европе, размер морального ущерба может оказаться в сотни и тысячи раз больше.
Также распространена практика возмещения финансового ущерба от деятельности правонарушителя (вы должны будете заплатить всё, что заработали на этом изображении). А также размер морального ущерба может измеряться так: чтобы нарушитель почувствовал себя так же, как правообладатель. Это больше актуально в случае большой компании, для которой обычный штраф не будет являться большой потерей. Тогда суд может в разы увеличить его, чтобы компания ощутила ущерб.
Также участие России в конвенции должно удержать вас от мысли, что если вы используете фотографию или изображение бренда иностранного правообладателя, то вам ничего за это не будет. Ещё как будет, правда, в российском суде.
Статья 12.73 Гражданского кодекса «Свободное воспроизведение произведений в личных целях разрешается без согласия автора». Для коллажей, которые вы не планируете нигде демонстрировать широкой публике или продавать, вы можете использовать любые материалы, не спрашивая авторов.
В случае, если вы всё-таки хотите выставлять ваши коллажи публично, но не в коммерческих целях, действует уже другая статья – 12.74 Гражданского кодекса «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях». В случае, если цели создания и демонстрации коллажа ограничиваются этими целями (а не получение выгоды), то использование чужого произведения допускается без согласования с автором и без выплаты ему вознаграждения. Но! В этом случае обязательно указание автора и источника заимствования.
Если вы взяли фрагмент фотографии из журнала, то нужно указать автора и журнал, даже если это реклама – источник всё равно должен быть указан.
В этом случае вы в более выгодном положении, чем ответчик. Вам не нужно доказывать факт нарушения ваших авторских прав, надо просто указать на него. Фотография с выставки, номер журнала, газеты, книга, ссылка на сайт и т.д. Прилагаете к заявлению – и больше ничего от вас не требуется.
Сложность может возникнуть в случае социальных сетей. Часто профиль пользователя бывает оформлен так, что человека нельзя идентифицировать. Тогда на кого подавать заявление? Всё просто. Подавайте заявление на социальную сеть (например, «Инстаграм»). Тогда социальной сети придётся защищать себя, и они попросят заменить ответчика – и предоставят его данные (так как в любом случае при регистрации обязательно указывать номер телефона, по которому человека можно идентифицировать). Плюс в заявлении вы вправе просить ограничить доступ к материалам, которые могут нарушать ваши авторские права, и социальная сеть должна это сделать незамедлительно после получения такого требования.
Например, вы счастливый коллажист: работы ваши отлично продаются, и ничьи авторские права вы не нарушаете. Это, как говорится, ещё не конец. Если ваши коллажи хорошо покупаются (от 2 штук в год), что ваша деятельность уже может рассматриваться как предпринимательская. А предприниматели, как мы все знаем, должны платить налоги.
Регулирует данный вопрос статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконная предпринимательская деятельность». За то, что вы продали коллажи, а налоги не заплатили и не оформили юрлицо, вам могут назначить штраф от 1,5 до 5 тысяч рублей.
В Уголовном кодексе также есть статья «Незаконное предпринимательство», которая вступает в силу тогда, когда прибыль превысила сумму в 2 млн 250 тысяч рублей и была получена группой лиц по предварительному сговору. В сфере коллажа такой практики нет, но знать о наличии такой статьи надо, ведь незнание не освободит от ответственности.
Есть 2 пути легализации продажи коллажей:
- Регистрация индивидуального предпринимателя. Здесь есть определённые минусы, в первую очередь фиксированная ставка налога, которую вы платите, даже если ничего не заработали. Да и вообще юридической волокиты будет много.
- Гораздо более выгодный и простой вариант – зарегистрироваться как самозанятый гражданин. Такая опция заработала недавно на территории Москвы, Московской области, Калуги и Казани. Самозанятый гражданин имеет право вести деятельность почти по любому направлению (по крайней мере творческая деятельность сюда точно входит). Важные уточнения: у вас не должно быть наёмных работников по трудовому договору и прибыль от вашей деятельности не должна составить более чем 2 млн 200 тысяч рублей.
Регистрация в качестве самозанятого гражданина занимает несколько минут. На сайте налоговой службы РФ есть соответствующее приложение «Мой налог». Нужно его скачать и пройти регистрацию. Размер налога для самозанятого гражданина: 4% от доходов, полученных от физических лиц, 6% от доходов, полученных от юридических лиц. Затем вы просто в этом же приложении заполняете отчётность: указываете полученную сумму и оплачиваете налог.
Самозанятым может быть и человек, имеющий официальное трудоустройство. Единственное правило: ваш работодатель не может оформить вас как самозанятого гражданина, если ваши трудовые отношения длятся больше 2 лет.
В случае, если вас уличат в незаконной предпринимательской деятельности, вам придётся оплатить все взносы, которые обязаны платить предприниматели (13% стандартный налог на прибыль, 30% социальных взносов, повезёт ещё в том, что произведения искусства не облагаются НДС) и ещё административный штраф. В итоге получится очень ощутимая сумма. При таком раскладе имеет смысл зарегистрироваться как самозанятый гражданин.
Ещё и потому, что если вами заинтересуется налоговая, она вправе запросить у банков информацию о всех движениях средств на ваших счетах. Любая транзакция, превышающая 4 тысячи рублей, может вызвать вопросы. На которые придётся отвечать. Если это не средства от близкого родственника (мама, папа, дети, бабушка, дедушка) и не возврат займа, то это воспринимается как доход. Доказать, что вам вернули занятые средства, можно распиской о возврате займа.
- Уважайте авторов фотографий, которые вы используете.
- Используйте иллюстрации из старых журналов (желательно, чтобы они уже не выпускались и чтобы им было не меньше 70 лет).
- Используйте собственные фотографии или те, что сделали специально для вас и передали вам на них авторские исключительные права (это надо прописать в договоре с фотографом).
- Если страсть как хочется использовать изображение из современного журнала, то позаботьтесь о том, чтобы нельзя было идентифицировать источник. Дробите, товарищи! До неидентифицируемых частей.
- Если дробить никак не хочется, можно попытаться связаться с автором и получить его согласие. Но надо понимать, что автор может отказать или попросить вознаграждение. Запомните золотое правило: у любого, абсолютно любого изображения есть автор.
- При публичной демонстрации коллажей, в которых присутствует религиозная символика, лучше заранее оговорить, что вы не стремитесь оскорбить ничьи чувства.
- Если в коллаже присутствует обнажёнка (изображение неприкрытых первичных половых признаков), то ставьте 18+, а то проблем не оберётесь. Если выкладываете такие работы в соцсетях, делайте закрытый доступ (сможете сказать, что показывали только друзьям).
За сим всё. Где брать материалы для коллажей, как с чистенькими правами, так и не очень, читайте в разделе “Материалы”.