Основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей», автор «Настольной книги коллажиста» и главный редактор журнала «Человек и коллаж» Ольга Кирсанова поделилась лёгонькими приёмами для тех, кто хочет попробовать коллаж, но не знает, с чего начать.
Почти год назад я случайно написала микропособие для начинающих коллажистов. Редакторы журнала «Спасите мои выходные» просто спросили меня что-то про коллаж, но Остапа понесло. В итоге на сайте журнала вышла статья, расширенной и дополненной версией коей я хочу с вами поделиться, ибо чего добру пропадать и лежать только на непрофильном ресурсе.
Множество людей считают, что у них нет способностей к творчеству, потому что они не умеют рисовать. Ещё в детстве какой-нибудь глупый преподаватель ИЗО мог внушить эту мысль и заблокировать в человеке течение творческих энергий. Лично мне в школе учитель поставил кол за рисунок пингвина — моя кривенькая и косенькая птица не соответствовала высоким преподавательским стандартам. Будучи впечатлительной дитятей, верящей в мудрость и правоту взрослых, я пришла к выводу, что рисовать мне больше не стоит, чтобы не позориться. В моём случае творческая энергия нашла выход через другие занятия, и много лет спустя я даже стала рисовать, сделав «палку-палку-огуречик» своим стилем и неимоверно хохоча над ним.
Если же взрослые люди продолжают жить с уверенностью, что творчество — это не для них, и вообще глупости, но душа чего-то просит, то я рекомендую им попробовать коллаж. У коллажа низкий порог входа, это его дар и проклятие — он доступен всем, независимо от наличия художественного образования. На начальном этапе занятия коллажем никаких требований к себе предъявлять не нужно, надо просто получать удовольствие от процесса (а потом, если вы решитесь развиваться в этой степи, требования уже появятся). Вообще, я за вхождение в творчество через хиханьки и хаханьки. Лично для меня коллаж — это способ сделать что-то смешное и внутренне похохотать. Плюс сам процесс перебора бумажек и фотографий медитативен и неплохо успокаивает нервишки.
Если ваш глаз загорелся, вы хотите попробовать себя в коллаже и повеселиться, давайте начнём с самого простого и действенного. Запаситесь парой журналов, ножницами и клеем. Также пригодится любая бумага, карандаши, фломастеры и канцелярский нож. Если вы адепт цифрового всего, умеете в Фотошоп и не хотите трогать бумагу, можете сделать всё то же самое в цифровом виде.
1. Создайте комическую ситуацию, нарушив привычные масштабы. Возьмите готовую фотографию и добавьте на неё кого-то очень большого или очень маленького. Такие коллажи я называю «весело и тупо», обожаю их.
Хитрость: чтобы обезьяна смотрелась более естественно, я не просто налепила её поверх, но прорезала щель и просунула в неё животину, чтобы в коллаже появилась естественная и привычная глазу многослойность.
2. Просто прилепите живности человечьи глаза.
Найдите фотографию каких-нибудь животных или птиц и снабдите их человечьими глазами. Приём элементарный, но элегантный.
Хитрость: не вырезайте живность целиком, оставляйте кусок фона — землю, или ветку, или что-то, на чём зверушки располагаются на исходном фото. Так коллаж выглядит законченным при минимуме элементов. Пытливый читатель заметит у утки корону — с таким царским глазом она была просто необходима утке.
3. Массово замените человечьи головы на звериные морды.
Найдите фото группы людей, вырежьте всю группу, отчекрыжьте головы и замените их головами представителей фауны (флорой тоже можно). Поместите на новый фон. Оп!
Хитрость: см. предыдущую хитрость, а также используйте животных с шеями разной длинны и головами разной крупности, чтобы создать у группы товарищей ритм и видовое разнообразие.
4. Найдите фотографию серьёзного человека, занимающегося важными взрослыми делами.
Вырежьте его вместе с частью рабочего места. Аккуратно по воротничку отрежьте ему голову (да, звучит ужасно, но коллажист должен смело разрезать фото людей и даже котят). Переверните голову на 180°, приклейте модифицированного человека на заранее приготовленную бумажку, а пустоту закрасьте карандашами или фломастерами. В этот момент ваш учитель ИЗО проснётся и заплачет.
Тут вообще нет никакой хитрости, но можете высунуть язык, пока будете закрашивать фон.
5. Упражнение для канцелярского ножа.
Положите понравившуюся фотографию на картонку (или специальный мат, если он уже завёлся у вас дома по какой-то причине), ножом аккуратно по контуру вырежьте из фотографии какого-нибудь персонажа или объект. Под получившуюся дырку положите другую фотографию и подвигайте, чтобы стало красивенько. Приклейте фотографии друг к другу и обрежьте выпирающие части.
Хитрость: для пущего эффекта рекомендую использовать одно цветное и одно чёрно-белое фото.
6. Штука посложнее.
Чтобы ваше баловство было более коллажным, весёлым и интересным, рекомендую не просто вырезать по контуру всяческих ребят или пересаживать головы, а собирать своих собственных голубчиков из кусков, играясь с масштабами и пропорциями частей тела. Вырежьте руки, ноги, головы людей и животных, нарежьте кругов, овалов и прочей геометрии, которая может заменить телеса. А потом играйтесь этими частями, как конструктором, и собирайте своих ребятушек.
Хитрость: добавление к зверино-человеческим частям элементов, вырезанных из всяких текстур или других фотографий придаёт голубчикам ещё более коллажный и загадочный вид. Например, у этого парня тело вырезано из фото людей. Плюс, используйте вырезанные части тела не по назначению — здесь рога оленя стали хвостом.
Кстати, в руках у него контрформа от утиной короны из п.2.
7. Вариация при отсутствии достаточного количества фотографий.
Если у вас мало журналов с людьми и животными, не хватает рук, ног, красивых плащей и прочих запчастей, то можете взять любую бумагу, или лист из книги или журнала, накалякать на нём фломастерами разные завитушки и использовать в качестве материала для тел. Ноги всегда можно заменить бумажными «палочками». Нарежьте геометрических фигур, соберите тела и увенчайте их головами животных или людей.
Хитрость: если у вас нет цветной бумаги, просто закрасьте что есть фломастером.
8. Делаем сюр, как будто Дали и Магритт поцеловали нас в чело.
Это задание ещё посложнее, хотя, кому-то оно может даться легче предыдущих. Отрежьте от какого-нибудь человека часть одежды, нарежьте из фотографий геометрических и не очень деталей. Теперь «вырастите» из куска одежды некое существо, используя нарезанные детали. Из этих же кусков можно сделать дополнительного персонажа.
Хитрость: не бояться получившихся ребят.
9. Делаем взрослый коллаж.
На сей раз найдите некоторое количество голов, не сильно отличающихся по размеру. Раздербаньте их по прямой линии — отделите лоб от глаз, глаза от носа или рта, режьте в разных местах. Затем соберите новые лица, используя в них куски как минимум от двух разных хозяев. Готовые головёшки прилепите к заранее подготовленным телам. Получившуюся группу коллажных товарищей поставьте на сборный фон — земля от одного фото, небо от другого.
Хитрость: используйте малярный скотч на обороте, если захлёст у деталей не очень велик и лица пытаются рассыпаться. Делать сборные лица человеков — признак хорошего коллажного воспитания, а также способ не мучиться из-за авторских прав на исходные фото.
Вот вы и познакомились с совсем простыми и достаточно простыми коллажными приёмами. Надеюсь, они помогли вам немного освоиться, похихикать и почувствовать мощь творца миров.
Если процесс вас захватил и вы хотите идти дальше, продолжайте практиковать — это самое главное.
И вот вам мое напутствие:
1. Начните с хиханек и хаханек, получайте удовольствие от процесса.
2. Начинать коллаж с идеи или эскиза вообще не обязательно. Листайте журналы, вырывайте понравившиеся картинки, вырезайте детали, складывайте в кучку. Через какое-то время вырванные картинки сами подскажут, во что хотят превратиться. Работайте «от материала».
3. Семь раз примерьте, сфотографируйте, чтобы восстановить композицию, если порыв ветра или чих сместят все ваши бумажки, и только потом приклеивайте.
4. Как почувствуете любовь к коллажу, начинайте самообразовываться, водите носом по сторонам, смотрите, что делают другие коллажисты, пробуйте разное.
5. Помните, что на коллаж, как и на все визуальные искусства, также распространяются правила композиции и законы восприятия работы зрителем. Почитайте или посмотрите лекции про композицию и теорию цвета, сейчас про это всё море информации.
Текст и коллажи: Ольга Кирсанова