Вот уже 18 лет в Иркутске существует арт-группа БЕРИ-РИСУЙ. Влиться в неё может любой желающий, чувствующий потребность в проявлении и раскрытии своего творческого потенциала. Участники занимаются увлекательными делами: рисуют в различных техниках, коллажируют, создают арт-объекты, делают гипсовые оттиски с растений, пробуют цианотипию, выезжают на пленэры, делают выставки, учатся слушать себя, и ещё много чего. В марте беририсуйцы участвовали в нашей Мэйл-арт Круговерти, а сейчас помогают нам вырастить коллажный сад

Мы поговорили с создателем, предводителем и вдохновителем БЕРИ-РИСУЙ Ксюшей Митюковой о жизни в потоке творчества, осознании миссии, создании творческих ячеек, переживании критики, страданиях художника, проблеме выгорания и много о чём ещё. 

 

Предводитель арт-группы БЕРИ-РИСУЙ Ксюша Митюкова

 

Расскажи, пожалуйста, кто ты по образованию и по жизни? И, как и когда пришла к творчеству?
Я архитектор во втором поколении, поэтому я особо к нему шла, я в нём жила. Мама училась в МАРХИ и я жила вместе с ней в общаге, творчества там хватало повсюду. Я член Союза Дизайнеров России, член Союза архитекторов России (да, я могу бесплатно ходить по музеям), старший преподаватель кафедры Истории архитектуры и основ проектирования, заместитель директора по методической и организационной работе, преподаватель старшей возрастной группы 16-18 лет в Центре детского творчества архитектуры и дизайна “Пирамида”.

 

Название вашей арт-группы БЕРИ-РИСУЙ практически кричит капсом на людей. Хочется повиноваться и начинать рисовать, даже если и не помышлял об этом. Как и когда зародилась ваша группа? Что побудило тебя на её создание?
Группа родилась из идеи занять родителей, сидящих в коридорах “Пирамиды” и ожидающих детей. Нам с руководителем “Пирамиды” показалось, что у нас есть, что предложить не только детям, но и их родителям. Но изначально группа была более обучающая, не такая живая, свободная как сейчас.
Был контраст — довольные и радостные дети на занятиях и скучающие взрослые. Это вызывало чувство диссонанса.

 

Картина маслом, 2014 год

 

Почему ты так группу назвала?
Группу участники назвали сами. Года три-четыре назад, до этого мы безымянные были. А в тот момент почувствовали как-то — пора! Было много вариантов, которые уже и не помнит никто. А этот понравился и прижился сразу. Звучно и по делу. И очень соответствует общему нашему настрою — всё дело в практике!

 

Какую цель изначально ты перед собой ставила? Изменилась ли она с годами?
Изначально была цель дать основы знаний по композиции, цветоведению, живописи, макетированию. А сейчас это скорее инструменты для творческого предъявления тех, кто занимается. Ещё одна из целей — знакомство с искусством и получение навыка воспринимать его. То есть изначально цель была — научить, сейчас скорее пробудить и открыть.

 

Пленэр в Мангутае на берегу Байкала, 2016 год

 

Как ты подтягивала людей в группу? Приходилось ли заманивать или народ сам радостно примкнул? Какой гендерный и возрастной состав группы тогда и теперь? Сильно ли изменился состав группы за эти годы?
Большей частью работает молва, специальных рекламных компаний я не делаю. А на второй нашей площадке, центре Мидлвэй, мне организаторы набирают группу. Но общее количество участников выросло со временем. Состав почти не менялся, может немного группа подросла со мной, за счёт участников, которые занимаются много лет. Мужчин всегда — единицы.

 

А мужчины у вас надолго задерживаются или их манит творить и учиться в одиночестве?
Обычно задерживаются недолго, но есть участники, кто задерживается на год, два или возвращаются спустя время.

 

Работы беририсуйцев в стиле тингатинга, 2014 год

 

Ты занимаешься преподаванием того, что сама уже знаешь и умеешь или же пробуешь что-то новое вместе со всеми беририсуйцами?
Очень часто пробую новое! Мне интересно говорить именно о том, что меня увлекает и зажигает в этот момент. Если тема «отработана» на данный момент, какой бы популярной она ни была, мне сложно к ней вернуться.

 

У меня родился совсем личный вопрос. Вот есть люди, которые разработав один раз какую-нибудь учебную программу или придумав мастер-классы проводят, и проводят, и проводят, и снова проводят их, может быть чуть меняя что-то в программе. Но глобально всё всегда одно и тоже по технике и по сути. Как застывшая программа в ВУЗе, например. А я, как и ты, не могу повторять одно и тоже. У меня все встречи и мероприятия должны отличаться, иначе аж скулы сводит от скуки. И вот мне непонятно, надо ли, переступив через себя и свою скуку, повторять что-то, если люди очень просят и я вижу, что это им нужно, потому что они не успели в прошлый раз, или вообще не знали о моём существовании и теперь заламывают руки и тоскуют.
О! Я очень понимаю, о чем ты! Именно поэтому я сократила ВУЗ до минимума. Я иногда, повторяю, да. Но тут чаще всего мной движет интерес сделать немного по-другому, потому что первый раз дал почувствовать, чего не хватает, чего добавить.
А через скуку я переступать почти не умею, в этом видимо, мое ограничение. Мне кажется, чем ближе с собой знакомишься и чем теснее соприкасаешься, тем меньше проходят такие штуки.

 

Ботаническая лаборатория, 2017 год

 

Какими техниками вы уже занимались за эти годы? Что пробовали глобально? Насколько важна новизна для вашей группы и как народ относится к повторам, если они случаются?
Масло, акварель, тушь, акрил, карандаш, коллаж, макетирование — это про техники. Композиция, графика, цвет, форма, артбуки, наброски, перспектива это темы. Повторы довольно условны, потому как тот же цвет можно бесконечно рассматривать с разных сторон.

 

А как вы пришли к метафорическим картам? Это уже не первая колода была? У вас есть какие-то арт-терапевтические мероприятия с погружением и исследованием себя?
Вторая наша площадка — это психологический центр Мидлвэй, у нас много совместных проектов: арт-терапевтические субботники, карты (это третья колода), совместные мастер-классы. Я учусь у них, они у меня. Это сильно расширяет горизонты. Там есть люди очень близкие мне по духу.

 

Коллажи беририсуйцев

 

Какого размаха вы уже достигли? Часто ли проводите выставки и какие-нибудь большие мероприятия?
Да, выставки у нас случаются, была даже одна персональная выставка участницы. Но размаху не хватает, всё упирается в ограниченность моих ресурсов, как организатора. Недавно я услышала, что мне нужен ассистент. Я хочу сказать, что содержания у нас много и далеко не всегда хватает ресурса придать ему хорошую форму: выставки, фото, продвижение в сетях.
Но я считаю, что лучше так, чем иначе. Я замечаю, что сейчас как раз есть много красивых обложек без наполнения. Грустно. Так точно не хочу.

 

А беририсуйцы помогают со всем этим или у них тоже не хватает ресурса?
Немного помогают. Но иногда организовать себя помощь, это еще ресурсозатратней, чем сделать самой.

 

Автопортрет. Внутри и снаружи, 2017 год

 

Были ли беририсуйцы как-то связаны с творчеством до прихода в группу? Как изменилась их жизнь после этого?
В подавляющем своем большинстве — нет, никак. Но всегда хотели!
Если люди занимаются достаточно долго, то изменения будут точно. Я часто предупреждаю, что жизнь не будет прежней. Ведь так не бывает, что человек одним кусочком изменился и всё. Люди целые, поэтому круги по воде будут. Вплоть до того, что люди меняют сферу деятельности, например.
Чаще всего люди говорят, что стали свободней, стали больше ориентироваться на радость, как на ценность, научились выделять время под любимое, стали рисковать делать свои проекты, чего б они не касались, научились видеть удовольствия от процесса, открыли наслаждение от искусства.
А ещё меньше себя критикуют и больше гордятся собой. Ну, и конечно, научаются выражать себя через визуально-изобразительное.

 

А когда ты поняла свою миссию — разворачивать и направлять людей к прекрасному?
Я думаю, не так давно, несколько лет назад. Это большей частью связано с моими внутренними изменениями и процессами. К тому же, я стала больше вкладывать в себя и у меня стало появляться больше того, что можно дать. И себе стала больше доверять, конечно же без этого сложно.

 

А ещё я вот такая, 2017 год

 

Какое из ваших занятий в группе лично тебе принесло больше всего удовольствия, опыта, какого-то прорыва?
Наверное, серия фотопроектов «А ещё я вот такая!». Там очень интересно проявляются люди. И результаты творчества празднуются по полной! В нынешнем сумасшедшем ритме из четверки мечтание-планирование-делание-празднование почти уже стерлось мечтание и совершенно исчезло празднование. А здесь мы его восстанавливаем. Делаем красивые штуки и устраиваем праздничную съёмку.

 

С какими трудностями/проблемами со стороны участников или внешних факторов ты сталкивалась за время существования БЕРИ-РИСУЙ?
Тотальное недоверие себе и доверие посторонней критике! И свой внутренний критик тоже у всех здравствует! Это прямо беда.
Очень часто критикуют близкие. Или даже препятствуют, например, обесценивая.
И люди ведь бросают. Очень грустно от этого.

 

А ещё я вот такая, 2017 год

 

 

Как вы с этим справляетесь? Можно ли как-то переубедить человека не слушать критиков? И вообще, как не принимать критику близко к сердцу?
У меня даже в личном артбуке такая картинка родилась про это:

Но если серьезно, учимся отделять себя от критики и критикующего. И учим спасительную мантру «спасибо за ваше мнение, у меня другое». Я много говорю про то, что творчество — это одна из базовых потребностей и её удовлетворение не требует каких-то дополнительных и особенных оснований. Никому же не нужно разрешение, чтоб есть или спать. И к критике в этих областях мы вряд ли были б также терпимы.
Важная ремарка! Мы совсем не претендуем на звание профессионалов! Абсолютно! Именно поэтому всякая критика тут неуместна.

 

Поддадим немного пафоса и зайдём на территорию тех, кто претендует на звание профессионала. Как ты относишься к такому распространенному убеждению, что художник обязательно должен страдать, чтобы творить?
Ты знаешь, я с недавних пор для себя это выражение открыла с неожиданной стороны. Мне кажется Большое Творчество требует огромных сил на организацию и поддержание процесса, там много рутины почти никем невидимой. И если это назвать страданием и тяготами, то да. Вообще творческий процесс часто излишне романтизируют. Может ещё и от этого бывает много разочарований и недоверия себе: “Все вот порхают и творят, я же вижу в интернетах! А я один пашу!”

 

Выездная цианотипическая мастерская, 2018 год

 

Я часто слышу, что вот, дескать, у вас в Москве столько всего происходит, вам-то хорошо, а у нас скучный город и ничего не происходит. К счастью, сейчас в разных городах возникает всё больше различных самостоятельных инициатив и это радует. А Москва настолько уже трещит от всего, что хочется просто сидеть дома или в лесу и никуда не ходить. Как думаешь, что мешает людям самим создать себе развлечение и художественную занятость? Почему многие считают, что их должен развлекать кто-то извне и не хотят видеть в себе того самого организатора и генератора собственного веселья и творческого развития?
Мне кажется, это сейчас какая-то общая направленность на «развлекайте меня». Думаю, что, когда развлекают тебя, ты можешь не просыпаться и не включаться, так сказать «не приходить в сознание». А это ведь всегда проще, безопасней. А когда нужно стать генератором, это и значительно затратней, и раскрываться приходится, а это страшно.
Это, наверное, беда нынешнего человека — идти за яркой приманкой, а не слушать свое внутреннее.

 

Что ты посоветуешь тем, кто хочет создать свою творческую ячейку, но почему-то боится это делать?
Я скажу, что потом они обязательно будут страшно жалеть, что этого не сделали!
И ещё рецепт тут очень простой — практика! То есть пускай понемногу, но что-то делать в эту сторону. И там, в этой стороне, обязательно встретятся хорошие и даже отличные люди, которыми можно будет вдохновляться!

 

 

И один из самых важных вопросов: как руководителю творческой ячейки уберечь себя от выгорания? Как сохранять силы, чтобы проект не превратился в тяжёлую ношу, а приносил радость?
Да, для меня это большой вопрос, мне свойственно очень увлекаться чем-то, пускай радостным и хорошим, до потери ресурса. Для меня решение довольно скучновато звучащее: этакая личная дисциплина. Следить за балансом, чтобы от проектов всегда возвращался профит, в любой форме. Следить чтоб пропорция дел надо-хочу не склонялась в сторону надо. Следить за достаточным количеством простых радостей в жизни, заземляться, как говорят. Следить за наличием достаточного уединения. Уметь отказываться. Уметь принимать благодарности. Одним словом, принять ответственность за свой ресурс на себя, и действовать из этого.

 

И самый последний вопрос: что бы ты хотела, чтобы у тебя спросили и, собственно, чтобы ты ответила?
Наверное, про то, какую самую ценную общность мне подарил проект и я бы сказала про дочь.

 

Вы с ней сблизились?
В том числе теперь и на профессиональной почве. Она во многих проектах работает совместно со мной как дизайнер, хотя сейчас и живет очень далеко. У нас много общих идей, связанных с БЕРИ-РИСУЙ проектами. Она через неделю защищается в Питерской «тряпочке» по специальности графический дизайн.

 

 

Я благодарна всем участникам БЕРИ-РИСУЙ групп за доверие, творческий азарт и смелость в освоении нового и неизведанного. Благодарна всем, кто поддерживал нас в процессе и просто интересовался тем, что мы делаем. Именно благодаря этим людям и живет проект. Отдельно благодарна тебе, Оля, за интерес, удивительно точные вопросы и приглашение к разговору!

 


Найти Ксюшу Митюкову:
https://www.instagram.com/ksumii
https://www.facebook.com/100008238843904

Следить за жизнью группы БЕРИ-РИСУЙ:
https://vk.com/artgroup_irk
https://www.instagram.com/beririsuy


Интервью: Ольга Кирсанова
Фото: Александр Данилов, Анастасия Таволжанская, Елизавета Ощепкова, Евгений Черницкий, участники арт-группы БЕРИ-РИСУЙ