Что такое клад для коллажиста? Это старые журналы или амбарные книги, найденные случайно у бабушки на чердаке. Выброшенная, исписанная вдоль и поперёк, библиотечная картотека. Откопанные у родителей свои смешные детские рисунки и тетрадки. Или, как в случае с Василисой Назаровой — почти столетние богатства под половицей.
Я работаю в Самарском государственном колледже, одно из отделений которого располагается в историческом здании на Молодогвардейской улице. В декабре 2019 года у нас решили поменять полы в коридорах верхних этажей. И вот когда сняли основное покрытие со старым паркетом, под полом обнаружилось большое количество мелко разорванных бумажек. Для коллажиста просто клад! Дождавшись ухода рабочих я с упоением стала рыться в этом богатстве.
Так как в этом здании раньше располагались редакции нескольких газет, в том числе и во время Великой Отечественной войны, а ещё более 50 лет (до 2015 года) здесь был издательско-полиграфический техникум, под полом оказалось много бумажек, связанных со статьями для газет, различные распоряжения, и даже нашёлся выговор студентам. Было много различных упаковок от конфет, предметов гигиены и сигарет, спичечные коробки, билеты, пригласительные, хлебные карточки времён войны, письма. И вот что интересно: практически все документы были мелко изорваны и неравномерно распределены кучками между балками.
Первое предположение, что под пол их засовывали для тепла. Но как-то странно утеплять коридор и только в некоторых местах. Почему их не сжигали? А кстати было найдено несколько бумаг, которыми явно разжигали печку. А может раньше это и не коридоры были, а другие помещения? А перепланировку сделали, когда в это здание переехал техникум? В общем, загадок много.
Что делать с такими сокровищами — вопрос не из лёгких. Их безумно жалко использовать в коллажах, ведь они такие старые, прекрасные и уникальные. Но надо взять себя в руки и перестать чахнуть над бумажным златом. И, для начала, отсканировать всё в хорошем разрешении, чтобы использовать в цифровых коллажах, да и мало ли какая ещё шальная мысль придёт в голову. Ирина Севостьянова рассказала, как использует в работе такие раритетные материалы и как эволюционировали их отношения.
Архивные материалы – это отпечатки времени, прошлого или настоящего. Это документы, фотографии, переписки, билеты, квитанции и т.д. Ценен ли он для коллажиста? Это всё субъективно. Для меня ценен, а кто-то работает, например, с самозаготовленным материалом: выкрасы, фактуры, текстуры. Когда я стала коллажистом, то поняла, зачем так долго хранила всякие такие бумажечки, а собирала я их с самого детства. Некоторые экземпляры из архива достойны музея, но обретают новую жизнь в коллаже.
Архив – это информация о времени, история, память. Старые материалы ещё и визуально красивы. Анализируя свои давние коллажи, могу сказать, что раньше архивный материал я чаще всего применяла для фона, но тогда я работала преимущественно с фотографическим материалом. Осенью 2019 я сделала несколько серий для своей персональной выставки «Субтитры к субботе», и там архив стал основным материалом для коллажей. Сейчас я использую архив дозировано, вплетаю фрагменты в абстракцию или детально вклеиваю в иллюстрации.
Когда Василиса принесла свои находки из-под пола, я с восторгом принялась их перебирать и рассматривать, зачитывала вслух строчки из писем, рекламные объявления из газеты 1938 года выпуска. Уговорила её оставить мне материалы для оцифровки и долго ещё пускала на них слюни, не хотела расставаться.
Текст: Василиса Назарова, Ирина Севостьянова
Сканы архива: Василиса Назарова
Коллажи: Ирина Севостьянова
Материал подготовила Ольга Кирсанова