Человек-дизайнер и коллажист Валерия Манасарян уже год существует в мечте каждого второго, а может быть даже полуторного коллажиста. Из номера в номер она иллюстрирует коллажами колонку в Harper’s Bazaar. Мы поговорили с Валерией о том, как попасть в глянцевую мечту, как там всё устроено, как искать клиентов, вступать в коллаборации и обсудили прочие коллажные дела.
Зайду сразу с козырей. Ты закапывала куриные кости на перекрёстке, вызывала демона, продавала душу и скрепляла сделку поцелуем? Как ты попала в Harper’s Bazaar? Наверняка, ты в курсе, что очень большой процент коллажистов мечтает делать коллажи для глянцевых журналов и лишь у единиц получается пробиться.
Закапывание костей на перекрёстке было моим планом “Б”, но обошлось без него. На удивление всё вышло достаточно легко и неожиданно для меня самой, без каких-либо сверхъестественных вмешательств. В один день я просто решила разослать своё портфолио людям, с которыми бы мне хотелось поработать, среди них был и арт-директор Harper’s Bazaar. Честно говоря, я не думала, что получу ответ от кого-либо из списка своих адресатов, поэтому когда я увидела в папке “входящие” заветное имя, я несколько раз обновила страницу, чтобы убедиться в реальности происходящего, но всё равно не сразу прочитала письмо. Очень волнительно было, даже ладошки стали холодными. Harper’s Bazaar всегда был моим фаворитом в мире модного глянца. Мне нравится вёрстка внутри, подача материала, публикующиеся съемки. И теперь мне предложили на постоянной основе делать коллажи для рубрики, посвящённой советам легендарной Дианы Вриланд, которые она публиковала в колонке под названием «Почему бы вам не?..» с 1936 года и до своей отставки. Сейчас это кажется мне таким же невероятным, как и год назад. Не знаю, можно ли к этому привыкнуть.
Как долго существует в журнале эта рубрика? В чём её соль? И чем её иллюстрировали до тебя?
“События разворачиваются быстрее, чем мы могли подумать. Мы с грядущего номера запускаем новую рубрику, и она — я считаю — должна быть основана на коллаже” — с этого сообщения началась моя работа над данной рубрикой. Можно сказать, в журнале мы появились одновременно. Тогда я и познакомилась с нетривиальными и остроумными советами Дианы Вриланд.
В Harper’s Bazaar Вриланд попала благодаря одному из самых известных главных редакторов в истории модного глянца — Кармел Сноу. Кстати, именно она пригласила в журнал графического дизайнера Алексея Бродовича, имевшего русско-белорусское происхождение, увидела талант в тогда ещё никому не известном фотографе Мартине Мункачи и открыла двери мира моды перед будущим королем поп-арта Энди Уорхолом.
Когда Сноу впервые увидела Вриланд, та танцевала на крыше нью-йоркского отеля St. Regis в белом платье Chanel и розой в волосах. Диана сразу покорила главного редактора чувством стиля и умением держать себя в обществе, и тем самым получила приглашение присоединиться к Harper’s Bazaar. С 1936 и до самой отставки она радовала своих читателей крайне необычными советами в колонке “Why don’t You?”. Вот некоторые из них: “Почему бы вам не перешить свое платье в пижаму? Почему бы вам не украсить выхлопную трубу автомобиля мехом? Почему бы вам не нарисовать на стенах детской карту мира, чтобы из детей не выросли люди с ограниченным взглядом на жизнь? Почему бы вам не вымыть белокурые волосы вашего ребенка выдохшимся шампанским, как это делают во Франции?”
Как происходит процесс работы над коллажем? Кто ставит тебе задачи и контролирует? Вообще, вы быстро сработались? Возникают ли у вас творческие разногласия или тебе дают карт-бланш? Сколько итераций правок обычно происходит?
Примерно за 1,5 — 2 месяца до выхода номера арт-директор присылает мне фотоматериалы и цитату, которые они подобрали в редакции. Мы можем созвониться, обсудить концепцию и дополнительные детали, которые будут использоваться в коллаже. За год моей работы с журналом в редакции сменился арт-директор и в 2020 году я продолжила работу уже с новым человеком, но сработались мы моментально, как и с его предшественником. В большинстве случаев мы обходимся без правок, но бывают ситуации, когда отправляя новый коллаж я понимаю, что изменения будут, так как работа ещё «сыровата». Это может случиться из-за воздействия разных факторов — переутомляемости, спешки, отсутствия понимания основной идеи. В таких ситуациях мы ещё раз всё обсуждаем и новые решения появляются сами собой.
Больная мозоль этичного коллажиста — авторское право исходных фотографий. Как у тебя с этим обстоят дела в работе для журнала? Моё воображении рисует огромный фотоархив модных съёмок, принадлежащий непосредственно Harper’s Bazaar, в который тебе дают доступ и ты в нём радостно копаешься до восторженного одурения. Насколько мои фантазии близки к реальности? Откуда ты берёшь материалы для коллажей?
Все необходимые материалы с модных показов я получаю на электронную почту. Иногда в моем распоряжении бывает только одна вариация вещи, а иногда могу выбрать из представителей разных брендов. Фрагменты цветов, пейзажей и прочие дополнительные элементы коллажа я подбираю сама на просторах бесплатных фотобанков.
Журнал платит тебе за коллажи гонорар или это работа «за пиар»?
Да, я получаю гонорар за каждый номер. Самый первый коллаж я сделала бесплатно, как тестовый, а дальше стала ежемесячно получать оплату своего труда.
Как ты относишься к работе “за пиар” или “во имя будущего сотрудничества”? Были ли в твоей коллажно-дизайнерской практике такие случаи? И помогает ли такой “пиар” в будущей жизни?
Как графический дизайнер, такие варианты сотрудничества я не рассматриваю, в этой сфере меня интересует только коммерция. А как коллажист, к работе за пиар отношусь положительно и принимаю такие условия, если понимаю, что людей интересует именно моё виденье, мой “творческий почерк” и работы увидит достаточно большая аудитория. Так пару недель назад вышел новый номер журнала Basic Magazine, который издается в США и распространяется по всему миру. Серию иллюстраций для него я подготовила ещё в феврале и теперь не могу дождаться своего печатного экземпляра. Это был интересный опыт работы с иностранным изданием, плюс ко всему мне дали полную творческую свободу и я смогла визуализировать свои фантазии о том, как выглядели бы классические греческие музы в наше время на все 100%. Хотя получив я сейчас такую задачу, образы героинь были бы совсем иные.
С какими ещё изданиями и брендами ты работаешь? Как началось ваше сотрудничество?
Почти все мои интересные сотрудничества начались с того что я сама сделала первый шаг. Не бойтесь отправлять письма, не бойтесь получить отказ — ведь это тоже ответ. Практика показывает, что из десятка отправленных имейлов ответ может прийти только на один и это уже будет большой успех. В наше время, когда вокруг так много талантливых и нестандартных представителей креативных индустрий, сидеть и ждать пока тебя кто-то заметит — непозволительная роскошь. Постарайтесь посвятить этому хотя бы пару часов в неделю. В письме будьте вежливы, лаконичны и конкретны. Также не стоит в качестве портфолио прикреплять ссылки на облачные хранилища и социальные сети, создайте себе сайт-портфолио, содержимое которого будет легко просматриваться и обновляться.
У меня был опыт работы с группой IOWA, кстати, это был мой первый коллаж, за который я получила гонорар. Тогда я создала для ребят коллажную иллюстрацию, которую они использовали в качестве афиши в социальных сетях и печатали на флаерах для автограф-сессии. Также сделала огромный баннер (примерно 5 на 10 метров), посвященный жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Я чувствовала на себе большую ответственность, потому что коллажи редко внедряют в такие большие форматы и доверие заказчика (застройщика ЮгСтройИнвест) было для меня очень важно. Проект для Basic Magazine, о котором я говорила ранее, тоже отношу к списке моих достижений. Впервые публикацию в печатном издании получает целая сериях моих работ.
Как ты выбираешь клиентов? Случается ли отказываться от заказов и что служит причиной для этого? Что ты ценишь больше всего в клиенте и работе?
К счастью, мне ещё не попадались заказчики, которые вызывали бы у меня антипатию. Но если такие появятся, то возьмусь за работу в случае большого интереса к проекту.
Мне очень везёт в этом плане, заказчики попадаются креативные и лёгкие в общении, это положительно сказывается на процессе работы и в итоге все остаются довольны результатом. Обычно отказываю, если клиент предлагает низкую оплату или из-за большой загруженности.
В работе мне очень важно умение слышать друг друга и доверять.
Хороший результат получается благодаря хорошему диалогу, поэтому очень важно наладить коммуникацию ещё на ранних этапах сотрудничества.
Некоторые коллажисты в постах в Инстаграме отмечают бренды и журналы с целью привлечь их внимание. Насколько я знаю из своего рабочего опыта по ту сторону соцсетей, большая часть брендов отдаёт их ведение на аутсорс специально обученным компаниям и до самого бренда не долетают никакие отметки, комментарии, сообщения и прочие размахивания руками. Как ты думаешь, работает ли такая техника продвижения себя и стоит ли пытаться привлекать к себе внимание отметками? Знаешь ли ты какие-нибудь случаи возникновения успешного сотрудничества, рождённого из отметки в Инстаграме? Или наоборот, какой-то бренд обиделся на коллаж и возмутился?
Я сама часто делаю отметки разных брендов, но не думаю, что на этой почве может возникнуть сотрудничество. В лучшем случае бренд может поделиться постом у себя в истории — такое внимание тоже приятно, плюс ко всему это принесет какую-то реакцию от аудитории бренда в виде комментариев и подписок. Возмущенных и обиженных ещё не было, зато были репосты от таких брендов как Schiaparelli, Iris van Herpen и главного редактора Vogue Italia — Emanuele Farneti. Так что я поддерживаю такие методы продвижения, но тут главное не переусердствовать.
Делая коллажи на заказ, можно ли прокормиться? У тебя получается? Или приходится добывать деньги не только из коллажной жилы?
Я уверена на 100%, что можно! Но буду честна, мне это пока не удаётся. Основную часть моего дохода приносит графический дизайн, однако я работаю над тем, чтобы изменить это как можно скорее.
Насколько для тебя важна работа над собственными проектами? Можно ли обойтись без них, проявляя творчество лишь в заказных работах?
Сколько бы свободы не давал заказчик, всегда есть ограничения, вписывающие вас в определенный формат. Это может быть тема, цветовая палитра, метафора, которая должна раскрываться в коллаже. Поэтому я бы не смогла отказаться от творческих проектов, для меня они часто служат отдушиной, возможностью эмоционально разгрузиться и зафиксировать своё мироощущение в конкретный момент жизни. В последнее время фотографии для таких работ я ищу на платформе KAVYAR: выбираю понравившееся фото и предлагаю фотографу коллаборацию.
Расскажи о своих коллаборациях. Как строится процесс? Плоды трудов идут куда-то дальше или заканчиваются публикацией в инстаграме?
Сначала я выбираю фото и мне присылают их в хорошем качестве, затем около 4 часов уходит на создание коллажа, но я обычно не тороплюсь и растягиваю удовольствие на несколько дней. Мне везёт сотрудничать с очень талантливыми людьми, так что хочется успеть насладиться процессом и каждым кадром. Дальше публикаций на разных страницах в инстаграме дело ещё не заходило, но тут причина в том что большинство изданий принимают только эксклюзивный материал, а фотографии, которые предоставляют мне в процессе коллаборации, в своём большинстве уже были ранее опубликованы на различных платформах.
Что ты больше любишь: цифру или бумагу? В каких случаях какие коллажи делаешь? Чем тебе мила цифра, а чем бумага?
Я очень люблю и бумагу, и цифру, никогда бы не смогла выбрать что-то одно. Большинство моих творческих работ сделаны из бумаги. Мне очень нравится искать нужные “детали” в своем бесконечном запасе журнальных вырезок, а потом двигать, обрывать, клеить, использовать различные художественные материалы. Часто для подготовки фона в ход идет черная гуашь, аэрозольная краска, пастельные мелки, они дают интересные текстуры.
Для коммерческих проектов я почти всегда выбираю цифру, работаю в Adobe Photoshop. Это предоставляет возможность без проблем вносить все необходимые правки, сохранять разные композиции и сравнивать их. Мне нравится, что в цифрах коллаж можно очень быстро заменить какой-то фрагмент, масштабировать его, регулировать тень и свет на фото, в какой-то степени Photoshop даёт большую свободу, чем бумага.
А теперь вернёмся к истокам. Когда случился переломный момент и какой, после которого ты предложила коллажу свою руку и сердце? Как ты думаешь, коллаж с тобой навсегда или это просто такой период?
Коллажи я делаю сколько себя помню. В раннем возрасте я любила вырезать картинки с разных упаковок и детских журналов, когда стала старше, перешла на глянцевые журналы. Но все эти работы шли “в стол”, а демонстрировать своё творчество окружающим и коммерциализировать его я начала буквально 2,5 года назад, когда на третьем курсе университета получила приятный комментарий от преподавателя и стала внедрять коллажи в свои студенческие проекты, а затем и в коммерческие заказы. Тогда я поняла, что с коллажем мы уже на расстанемся.
Следишь ли ты за отечественными и зарубежными коллажистами? Что тебя вдохновляет в творчестве других?
Да, конечно слежу. Меня очень вдохновляет, как по-разному мы все проявляем себя в коллаже. Как много индивидуальности в каждой работе. Кто-то любит гранж и рваные края, а кто-то составляет очень минималистичные композиции с аккуратно вырезанными изображениями. Есть коллажисты, которые работают только с винтажными фотографиями, есть любители модных мотивов как я, а некоторые и вовсе не используют фото — их материал цветная бумага и выкраски, которые они готовят вручную. Ещё люблю пересечение жанров, когда коллаж находит своё место в городской среде и перерождается в стрит-арте. Другое удовольствие — коллажи, которые оживают благодаря анимации. Во время карантина я даже стала изучать After Effects, но сейчас процесс остановился из-за нехватки времени. Тем не менее я намерена освоить программу в ближайшее время.
По моим впечатлениям, в разных городах России, включая Москву и Санкт-Петербург, процент ценителей коллажа относительно количества жителей примерно одинаковый. Люди или восторгаются коллажами, или считают их глупостью и наркоманией. Как обстоят дела с коллажем в Ростове-на-Дону? Понимают ли твоё творчество родители, друзья, случайные прохожие?
На мой взгляд, с коллажем в Ростове всё очень грустно. Единственная коллажная встреча, которая была у нас в городе, это твой воркшоп в 2018 году в рамках образовательной программы национального выставочного проекта «Шукшин. Палитра героя». Для меня это был глоток свежего воздуха, я очень вдохновилась тогда. Однако я не знаю подобных мероприятий, которые были до и после этой встречи. Коллажных выставок у нас тоже не бывает. Поэтому мне кажется, что большинство жителей Ростова не знакомы с коллажем, как с чем-то взрослым и самодостаточным, и я даже не могу предположить, положительную или отрицательную оценку они бы ему дали. Но близкие люди меня очень поддерживают и неравнодушно относятся к моим работам, я очень ценю каждый комментарий и отзыв, который помогает мне развиваться.
С высоты сейчасошнего успешного коллажиста, что бы ты посоветовала самой себе из прошлого, когда ты только вступала в коллажную жизнь?
Не бояться экспериментов, не бояться перемен, не бояться демонстрировать свои работы окружающим и чаще прислушиваться к своему внутреннему голосу, доверять ему.
Интервью: Ольга Кирсанова
Коллажи и фото: Валерия Манасарян
Видео: коллаборация Валерии Манасарян с fashion-фотографом Артёмом Ионовым