Одной из страстей Ирины Севостьяновой, помимо коллажа, является проведение своих и чужих выставок. Недавно она решила расправить свои кураторские крылья и придумала «На коленке project», который плавно перетёк в галерею карантинного дня «Холодильник», успешно оттуда вытек, окреп и ждёт успокоения основ мироздания для дальнейшей деятельности. Ирина рассказала, как это всё случилось и растеклось.

В конце 2019 года я запустила кураторский проект экспресс-выставок «На коленке». Одна из его идей состоит в том, чтобы показать начинающим художникам, что делать выставки можно и самим, своими силами. Без институций, без бюджета, имея минимум средств и не затрачивая много времени. Но суть не в том, чтобы делать выставку ради выставки, а чтобы сделать выставку ради опыта, где сам непродолжительный по времени вернисаж становится скорее бонусом. На открытии художники проходят «боевое крещение» – представ перед зрителем, они должны поведать о своей работе и идее, которая в неё вложена. Таким образом, художники получают выставочный опыт, испытывая на себе все «прелести» подготовки.

Формат проекта представляет собой лабораторию, где выставка готовится участниками с нуля – начиная с обсуждения идей художественных работ и заканчивая монтажом экспозиции. Художники отбираются куратором по заявкам на заранее объявленный open call с определенной темой или концепцией. Участие в лаборатории бесплатное и добровольное. В назначенную дату все собираются в выбранном для выставки месте и приступают к работе. Времени на всё не более двенадцати часов, а то и меньше.

Цепочка рабочего процесса такая: знакомство – мозговой штурм – согласование проектов с куратором – создание работ – монтаж – торжественное открытие – закрытие – демонтаж.

 

 

Первой выставкой проекта стала «Тоска объявлений», которая состоялась в начале декабря 2019 в Самаре в галерее Nostalgie. Так как это был пробный старт, я сама приглашала к участию художников, не устраивая open call. В итоге на выставке было представлено девять человек, включая меня саму. Опыт участия в выставках у всех был разный, у кого-то его и вовсе не было. Большинство работ было создано в технике коллажа, возможно, потому что заявленная тема про объявления намекала на работу с бумагой, ножницами и клеем. Помимо бумажных коллажей на открытии выставки можно было увидеть видео-коллаж, услышать аудио-коллаж, пощупать объекты реди-мейд и даже поучаствовать в перформансе.

После «Тоски объявлений» проект «На коленке» был заморожен. Но в конце февраля сего года я достала его с дальней полки, стряхнула пыль и отправила вместе с заявкой на участие в лаборатории кураторских практик “Медиатор”. Участие было одобрено и в середине марта началось обучение. После одной из лекций была задана домашка – сделать квартирную выставку. Это время совпало с объявлением президента о нерабочей неделе и рекомендациями оставаться дома в самоизоляции.

Что можно показать на выставке, не имея возможности покинуть квартиру и встретиться с другими художниками для отбора работ? Вариант первый – показать своё собственное искусство. Вариант второй – показать работы других художников из личной коллекции (если таковая имеется). Вариант третий – показать что-нибудь, что есть в квартире, придумав под это дело концепцию.

Я решила оттолкнуться от своей коллекции обменных карточек художника (Artist Trading Cards), которые получила, участвуя в обмене в Школе современного искусства Quadro. Карточки небольшие, размером с визитку. Это навело меня на мысль, что их можно выставить в небольшом по размеру пространстве, типа шкафа или холодильника. Заглянув в последний, я поняла, что он похож на целую многоуровневую галерею.

Пока я отбирала работы для экспозиции, начали появляться новые идеи. В итоге вместо одной выставки, я задумала целых семь экспресс-выставок, по одной на каждый день нерабочей недели — этакий марафон. Все они связаны между собой темой «голодного живота и голодных глаз». В названиях, так или иначе, обыгрываются пословицы и поговорки, связанные с едой. Время открытия выбрала ночное – около полуночи по самарскому. Мне хотелось, чтоб каждый вернисаж стал своего рода ритуалом. Самый понятный ритуал, связанный с холодильником – посещение его в ночное время с целью перекуса – так называемый «ночной жор». Онлайн-открытия проходили в инстаграме проекта @na_kolenke_project, в сториз. Несколько раз в прямом эфире, но чаще в формате фото-документации экспозиции. Афиши и анонсы выставок делала «на коленке», при помощи одного лишь телефона и стандартного редактора. Их я выкладывала в соцсети день в день с открытием выставки.

Монтаж экспозиции всякий раз начинался с подготовительных действий, тоже своего рода ритуала. Прежде чем начать выставку монтировать, надо было отключить холодильник от питания, достать содержимое, протереть всё внутри и снаружи. На момент первой выставки «галерея» была относительно чистой, уборку внутри холодильника проводила совсем недавно. Далее монтаж: я приклеивала искусство на малярную ленту к стенкам, расставляла экспонаты, при необходимости извлекала полки и ящики. Затем была фотосъемка на телефон. Для большей части выставок я еще фотографировала арт-объекты отдельно, вне холодильника, для архива. Монтаж, фотосессию и демонтаж старалась проводить в ускоренном темпе, чтоб продукты не сильно расстраивались разлуке с прохладой. После демонтажа выставки холодильник снова мыла и расставляла еду по полкам, вставляла вилку в розетку. Прежде чем отключить питание, я могла раз пять пойти заглянуть в холодильник, прикинуть на глаз, что куда ставить, и как оно должно внутри размещаться. Для последней выставки проводила замеры рулеткой.

 

 

День первый: СЫТ [НЕ] БУДЕШЬ
Предоткрытие галереи. Экспонаты выставки – карточки ATC (Artist Trading Cards) из моей личной коллекции. Отобраны работы десяти художников, 38 произведений в разных техниках: коллаж, графика, mixed media, луковая живопись, фото. Наибольшее предпочтение отдавалось при выборе коллажу.


 

 

День второй: ЧТО ЕСТЬ, ТО ЕМ
Официальное открытие галереи Холодильник. Экскурсия по выставке в прямом эфире. На этот раз экспонатами стали обычные продукты, запасы еды, приобретенные мной на время самоизоляции. Этикетки с продуктов были удалены, а те, что не удалось убрать, я заклеила коллажами. Их я сделала специально, попытавшись переосмыслить содержимое банок, и преобразовав новые смыслы в визуальное воплощение.


 

 

День третий: НА ПОТОМ
На этот раз я задействовала только морозилку. Составила инструкцию для своего короткого перформанса, в ходе которого я извлекаю всё содержимое и вкладываю в камеру артефакты для временной заморозки – холст, наличку, загранпаспорт, архивные фотографии и квитанции на оплату коммунальных услуг. Что ждёт нас завтра? Никто не знает этого точно. Увеличится ли число заражённых вирусом COVID-19 людей в два раза, или в три? Сколько будет смертей и выздоровлений? Когда можно будет выйти из дома? Будут ли живы и здоровы наши близкие и мы сами? Не стоит отказываться сейчас от мечтаний и планов, которые были нарушены в связи с ситуацией пандемии и пошли по иной траектории. Их нужно всего лишь отложить «до лучших времён», временно заморозить.


 

 

День четвёртый: Я ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛА
Экспонируемые произведения – самиздат из моей личной коллекции: зины, коллажный комикс, фотокнига, газета-зин и др. Не верьте названию выставки полностью, так как один зин я таки сделала сама.


 

 

День пятый: И ЗРЕЛИЩ!
Моя персональная выставка. Этот проект я отнесла к post-digital. Были представлены аналоговые коллажи и распечатки сканограмм, наклеенные на различные цифровые девайсы – смартфоны, планшеты, ноутбуки. Смотреть (и трогать) их нужно вживую, но вернисаж проходил в формате онлайн.


 

 

День шестой: НЕ ХЛЕБ ЕДИМ МЫ
Групповая выставка по результатам open call. В условиях самоизоляции, увы, нет возможности представить на выставке какие-либо произведения искусства новых участников, по понятным причинам. Но, тем не менее, я кое-что придумала и открыла сбор заявок на продукты питания. Художники писали в заявках к наименованию продукта ещё и концепцию. Поясняли, почему именно этот продукт должен попасть на выставку в карантинную галерею в такие непростые времена.


 

 

День седьмой: ПОСЛЕДНЯЯ ВЫСТАВКА
Последней седьмой выставкой я ставила жирную точку в проекте галереи, несмотря на то, что нерабочие дни продлили аж до конца апреля, и по идее галерея Холодильник могла продолжить своё существование. Я презентовала сразу две выставки в сториз. Первая – персональная выставка моей студентки и подруги Василисы Назаровой – выставка одной работы. Вторая – виртуальная, по опен-коллу. Художники должны были сфотографировать внутри своего холодильника арт-объект, выложить фото в сториз и отметить аккаунт проекта «На коленке». Ну, а ночью, после первой выставки, я сделала репосты. Затем объявила о закрытии «Холодильника».


В выставках галереи Холодильник приняло участие более тридцати человек (некоторые сами того не зная). Из-за поздних вернисажей мой режим не сбился, я всё так же рано продолжала вставать по утрам, разве что не высыпалась. Ещё после открытий я какое-то время не могла заснуть, и на меня нападал тот самый «ночной жор». Готовя выставки, я испытала большой энтузиазм, чего давно со мной не случалось.


Несмотря на поставленную точку и несмотря на её жирноту, галерея “Холодильник” вновь открыла свою дверь на Всемирный день коллажа. Собственно, как и нерабочие недели и “самоизоляция”, продолжающиеся до сих пор.

9 мая Самарская мастерская коллажа отпраздновала Всемирный день коллажа из дома. В прямом эфире инстаграма мастерской Ира провела воркшоп по микро-коллажам, а участники мастерской резали да клеили свои миниатюры в непосредственной близости, за стенкой. После эфира коллажисты погудели и смонтировали выставку своих крошечных работ в галерее «Холодильник», провели видео-экскурсию в прямом эфире и незамедлительно демонтировали экспозицию.

 

 

Информацией о том, как будет развиваться судьба “На коленке project” и галереи “Холодильник”, располагает только Бог, а мы продолжаем надеяться на скорейшее восстановление мирового порядка и расширения горизонта планирования.


Следить за проектом и ждать опен-коллов:
https://www.instagram.com/na_kolenke_project


Текст: Ирина Севостьянова
Фото: Наталья Перегонцева, Ирина Севостьянова
Материал подготовила Ольга Кирсанова