Ирина Белобородова — практикующий детский психолог, ведущая подростковых групп, лектор и научный консультант онлайн-школы «Психодемия», певица в хоре, будущий детский иллюстратор и приличный коллажист. Много лет она использует коллаж для себя и своих клиентов. Ирина поведала о развитии своих отношений с коллажем и практическом применении оного в работе с человеками.

К коллажам я подбиралась давно и с самых разных сторон. Сначала в качестве трепетной студентки, выбирающей методы исследования для дипломной работы. Затем, как практикующий детский психолог, изучающий возможности арт-терапии, и позже как, участник всевозможных арт-летучек и интенсивов.

Впервые я осознанно обратила своё внимание на коллаж на пятом курсе психфака МГУ, когда искала нестандартный и творческий инструмент для моего дипломного проекта. Изучать я собиралась то, как современные девушки конструируют свою идентичность в эпоху глянца и доминирующих стандартов красоты. Тогда мне и моему научнику коллаж показался хорошим визуальным инструментом для исследования.
Я просила своих респонденток отразить в коллаже условный образ идеальной женщины. Получились эдакие пазлы, демонстрирующие разные грани женского. Затем мы много обсуждали части этих образов. Как они уживаются в нашей голове, кто транслирует нам эталоны и стандарты. Что на самом деле откликается нам, а что является откровенно навязанным. И главное, что из этого образа действительно хочется присвоить, а что вызывает отторжение. Мне было интересно наблюдать за реакциями и озарениями участниц исследования при обсуждении их работ. Было бы любопытно повторить это исследование сейчас, спустя 10 лет. Уверена, что их коллажи существенно изменились бы.

 

 

Чуть позже с коллажами я столкнулась на курсе арт-терапии у прекрасного мастера, доктора наук, Александра Ивановича Копытина. И поняла насколько шире можно использовать этот художественный приём. Мы обсуждали применение коллажей в качестве вспомогательной техники в работе с травмой, когда появляется возможность из хаоса и разрозненных осколков постепенно создавать нечто новое и упорядоченное, работу с фотоколлажами в рамках реабилитации больных и т.д. Александр Иванович однозначно заразил нас своей увлечённостью и умением интегрировать художественные методы в клиническую практику.

Став практикующим детским психологом, я начала активно использовать коллажи на психологических группах с подростками, обсуждая всё ту же тему: как мы конструируем свою идентичность, восприятие себя, а также нашу социальную личину, которую предъявляем окружающим. Интересно наблюдать, насколько разные, порой даже противоположные образы получаются.

В какой-то момент жизни я обратилась к коллажу, как к домашней арт-терапии, и начала вести своеобразные дневники в виде небольших артбуков, чтобы переваривать то, что происходит со мной. Перерабатывая журналы, разрывая и складывая кусочки так или сяк, у меня получалось отлично раскладывать по полочкам свои переживания и надоедливые мысли в голове. А также запечатлевать приятные памятные моменты. В ход шли не только журналы, но и засушенные цветы, привезённые из поездок, билеты, марки, нитки, фантики и прочая памятная ерунда. Делала я их сугубо для себя, но постепенно близкие полюбили рассматривать этих малышей и угадывать, чему посвящена та или иная страничка.

Для меня коллаж является отличной метафорой конструктора или пазла. Когда из, казалось бы, разрозненных частей мы создаём нечто новое, оформленное и очень нам близкое и понятное.

 

 

Вообще, человек и правда порой напоминает мне эдакий конструктор, который в течение жизни может не раз пересобраться под воздействием личного опыта и внешнего влияния. И иногда крайне важно упорядочить эти изменения, взять под контроль этот процесс, хотя бы в метафорическом смысле. Так, мои подростки увлечённо штудируют журналы в поисках тех частей, из которых они уже состоят или хотели бы состоять в будущем, в зависимости от задания. В этом плане коллаж, как терапевтическая техника дает большую свободу действий, и позволяет сделать целую серию работ на протяжении психологической работы. Он может быть видоизменён, дополнен, разорван и пересобран заново. Но главное, он даёт возможность взглянуть на себя как бы со стороны и переварить увиденное не только мысленно и вербально, но и буквально кончиками пальцев. А группа добавляет особой динамики, где ты можешь получить обратную связь от других участников, и внести в свою конструкцию новые, подсвеченные другими части.

Идея конструирования помогает мне продемонстрировать детям, что в их руках есть много возможностей меняться, пересобирать себя на протяжении жизни, отказываться от навязанных частей, прощаться с уже ненужными. И когда к это процессу подключатся руки и визуальные образы, озарения ярче и быстрее материализуются.

Мне нравится, что коллажи каждого автора имеют свой характер и особенности. И каждый раз очень интересно их изучать и сопоставлять с внешней презентацией человека. Зачастую коллажи демонстрируют и мне и самому ребёнку множество скрытых частей, с которыми дальше можно работать.

В детской психологии и педагогике много техник, которые так или иначе предлагают ребёнку нарисовать, слепить или сконструировать нечто и затем поработать с этим продуктом. Взрослым иногда тоже просто необходимо запечатлеть свои внутренние процессы, чтобы посмотреть на них со стороны. А если делать это систематически и серийно, то можно удивиться, пересмотрев свои работы за какой-то отрезок времени. Например, то как меняется наше представление о себе, наши эмоции и мысли.

Моя спонтанная традиция вести такие полуколлажные полурисуночные дневники очень хорошо помогает последние годы переваривать действительность и расти. И я вижу, что многие дети порой интуитивно выбирают такой способ отражения своей внутренней реальности, серийно рисуя в скетчбуках, создавая персонажей и их разные части. А тем, кому сложно рисовать, коллажи как раз помогают выразить себя более доступным способом.

 

 

Конечно, вишенкой на торте моих отношений с коллажами стало обучение на летнем интенсиве, где я познакомилась с высоко художественной стороной коллажа. Я увидела, какого уровня работы можно создавать вне рамок терапевтического процесса. Теперь я снова чувствую себя трепетной студенткой, впервые знакомящейся с другой стороной, казалось бы, давно знакомого инструмента. И в то же время мне приятно осознавать, как эти разные стороны могут сосуществовать в моей личной практике и жизни.

И когда меня спрашивают, зачем я веду свои артбуки практически в стол (читай, не зарабатываю на них), я отвечаю, что они стали важной частью моей и профессиональной и личностной идентичности. Я беру из них много ресурса, идей и вдохновения, как для обычной жизни, так и для психологических групп и индивидуальной работы с моими юными клиентами. А иногда это просто хороший способ вывалить на лист (а не на окружающих) напряжение или негодование. И ещё приятнее, когда это можно сделать в компании друзей или коллег.

Небезызвестный Михай Чиксентмихайи описывает счастье как состояние потока, в котором человек полностью поглощён процессом, внутри которого он может максимально реализовать свой потенциал. Для меня процесс создания коллажа, будь он художественный или создаваемый только для себя, однозначно можно назвать потоковым. Или как сейчас модно говорить — медитативным, хотя с медитациями я так и не подружилась. А вот работа над коллажами действительно способна перенести меня в другую реальность и дать моему вечно трепыхающемуся мозгу отдохнуть.

После коллажного лагеря мне безумно интересно практиковаться в создании художественных коллажей уже в новом для меня формате. Свои артбуки я тоже не бросаю, но предъявляю к ним гораздо меньше художественных требований.


Текст и коллажи: Ирина Белобородова