22 мая 2021 года в Нидерландах в 65 раз прошёл финал Евровидения. От России выступала Манижа с песней «Русская женщина». С замиранием сердца в прямом эфире и записи отечественные коллажисты смотрели выступление Манижи и не могли не заметить в видеоряде, сопровождавшем песню, помимо видеоколлажа из живых русских женщин, разудалую коллажную анимацию и ожившие картины.
Кто ещё не видел, скорее смотрите официальное видео:
Создателем анимации, оказалась наша коллажная подруга и боевой товарищ «Режь да клей» — Алиса Гулканян. Мы испытываем гордость за Манижу, Алису и вообще всех русских коллажных женщин. По этому большому поводу поговорили с Алисой о её творчестве и работе над анимацией для Евровидения.
Давай начнём с начала. Ты фотограф, коллажист, коллажный аниматор, ведёшь телеграм-канал о фотографии. Что было вначале: фотография или коллаж? Как ты пришла к этим двум зайцам, гонишься ли за ними одновременно и в каких направлениях они бегут?
С представлением самой себя с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. Я действительно много чем занимаюсь, но ни фотографом, ни коллажистом на данном этапе своей деятельности себя назвать не могу. В 11 лет я увлекалась фотографией, потом это переросло в серьёзное хобби, далее в профессию. Как человеку, который хочет заниматься всем и сразу, фотография в чистом виде мне наскучила, и я начала свои коллажные эксперименты. Если честно, даже не думала, что digital коллаж может быть кому-то интересен как коммерческий проект. Я рассматривала данное занятие скорее как хобби. Так и затянуло.
Меня недавно представили в интервью современной художницей, сначала я призадумалась. Как-то это слишком патетично, плюс комплекс самозванца даёт о себе знать. Но потом смирилась: почему нет? А фотография, коллаж, анимация, музыка — всего лишь некоторые из моих инструментов для работы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В какой момент ты начала использовать для коллажей свои собственные фотографии? Что стало импульсом? Что это была за съёмка и для кого?
Это была серия бумажных коллажей и видеоролик с анимацией для участия в конкурсе на грант на обучение в Британке. И я выиграла этот конкурс. За год до этого я активно резала все старые журналы, что были дома, поэтому идея переосмысления, в том числе своих старых работ, давно сидела в голове. За основу я взяла свою старую съемку 2016 года, которая отлично легла на тему конкурса «Цивилизация будущего». Коллаж помог более подробно раскрыть и рассказать мою идею.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Что коллаж даёт фотографу?
Сэкономить на сет-дизайне! (декорации и оформление съёмочного пространства). Я, смеюсь, но отчасти это и вправду так. Сейчас ко мне часто обращаются бренды, с которыми мы вместе продумываем концепцию съёмки, зная точно, что по итогу это будут коллажи. С технической точки зрения такая съёмка очень проста: свет и белая циклорама, а эффектна по итогу она именно за счёт постобработки. Коллаж для фотографа — это огромное поле для экспериментов и возможность посмотреть на свои работы под другим углом. Я уже молчу, что это отличный способ не дать «завять своему глазу», а также потренировать композицию. Конечно, как бонус, коллаж может отлично разнообразить фотографическое портфолио.
Всё, не могу больше терпеть. Как произошло твоё знакомство с Манижей и как ты попала в этот проект для Евровидения?
Со мной связался продюсер видеоконтента для выступления Манижи с предложением поработать над коллажами в общем видеоролике. Работали сразу несколько художников: 3D визуализаторы, создатели графики и художник по типографике. На тот момент я не была лично знакома с Манижей, лишь наблюдала за ней и её творчеством в социальных сетях.
Некоторое время назад Манижа сама делала коллажи и находила это занятие очень медитативным. И мы выражаем с ней согласие прямиком из нашей глубокой коллажной медитации. Общались ли вы с ней на тему коллажа? Идея коллажной анимации для выступления шла от неё?
Наше знакомство с Манижей произошло в зуме. Мы созвонились и сразу начали обсуждение концепции видеоряда. Идея коллажной анимации на основе картин русских художниц — полностью принадлежит Маниже. Подготовительный этап проходил очень быстро, буквально вечером мы созвонились, а ночью я приступила к работе. Наверное, я была бы рада как-нибудь поговорить с Манижей на тему медитативности коллажа, но в этот раз у нас просто не было на это времени.
Как ты работала над проектом и сколько времени на него ушло?
Первым делом передо мной стояла задача отобрать картины и составить из них несколько статичных коллажей для согласования их перед анимацией, чтобы режиссёрам монтажа было понятно, какая будет последовательность смены кадров по ходу исполнения песни. Строгого ТЗ у меня не было. Я просто включила трек «Русская женщина», много смотрела на картины и «плыла по коллажному течению». Для скорости работы, я привлекла своих друзей, они помогали с детальной обтравкой изображений. Некоторые картины были доступны только в плохом качестве, поэтому мы использовали сайты для улучшения качества с помощью интеллектуальных алгоритмов. Кстати, классная штука, отлично работает именно на картинах.
В коллажах мы использовали картины художниц Натальи Гончаровой, Александры Экстер, а также «Портрет Гончаровой» Михаила Ларионова (что уже есть коллаж, так как в его исполнении использовались темпера, опилки, бумага с афиш спектаклей «Золотой петушок» и «Веер») и картина «Древняя Русь» современной художницы Натальи Климовой. Над последней трудилась моя коллега, талантливый моушен — дизайнер Лейла Дарчиева. На процесс создания вместе с анимацией в общей сложности у меня ушло 2-3 дня. Горящие сроки творят чудеса!
Что ты чувствовала, когда смотрела выступление Манижи на Евровидении? Вот только что эти файлы были у тебя в компе и их видели только ты, кот и продюсер и бац! на них смотрят миллионы человеческих существ из разных стран на огроменном экране. Слеза гордости за себя и Россию щипала глаз?
Я с детства очень люблю Евровидение, для меня это своего рода всегда праздник. Но в этот раз, не могу не согласиться, какое-то особенное чувство переполняло меня. Некое волнение вперемешку с радостью. Не скажу, что я ощущала гордость за себя, вот за Манижу и Россию — точно!
Коллажная анимация для Евровидения — это ого-го веха на профессиональном пути. Считаешь ли этот проект самым эпичным для тебя на текущий момент?
На данный момент точно да!
Есть ли у тебя проект-мечта? Что это, если не секрет, и что нужно, чтобы его осуществить?
Думаю, мне было бы интересно внедрить коллажи, в том числе ассамбляжи, в самые разные проекты. Будь это перфоманс или спектакль, витрина магазина одежды или непосредственно сам дизайн одежды. Хочется быть таким художником без границ и не зависеть от строгого ТЗ! Тогда каждый приходящий проект будет просто мечтой.
Какое напутствие ты можешь дать русским коллажным женщинам?
Пожелания будут достаточно бытовыми, но важными. Делитесь своими работами больше! Если вы не интроверт, знакомьтесь с другими коллажистами, объединяйтесь, создавайте вместе. Если же предпочитаете творить уединенно, не бойтесь показывать и рассказывать о себе, ваши работы обязательно найдут своего зрителя!
Мы продолжаем испытывать коллажную русскую гордость, а на этом видео можно более подробно увидеть, как выглядел экран и что на нём происходило во время выступления:
Следить за Алисой и её творчеством:
Инстаграм https://instagram.com/alisa_glknn
Телеграм-канал о фотографии https://t.me/masterskaya_f
Интервью: Ольга Кирсанова
Коллажи и анимация: Алиса Гулканян
Фотографии: leisan Ibatullina, EBU / Thomas Hanses