Наталья Цибанова попала на программу медиации 5-й Уральской индустриальной биеннале, в рамках которой всегда реализуются медиаторские проекты. Один из таких – «Старшее поколение». Это были разные творческие занятия с теми, кому больше 60 лет, до и во время биеннале. Наталья провела 5 занятий по коллажу и поделилась своим опытом, ведь он нетривиальный.
В целом проект «Старшее поколение» нужен был для того, чтобы привлечь на биеннале – выставку современного искусства – людей пенсионного возраста. Как правило, эта аудитория является активным потребителем культурного контента. Но это не касается современного искусства, вот уж нет. Пожилым людям часто кажется, что они на такой выставке «не к месту», что «это не для их возраста». Так что опыт создания искусства теми методами, которые активно используют современные художники, мог бы помочь переубедить их.
Одно занятие должно было длиться не больше 2 часов. Для добротного коллажа это немного. Плюс в это время нужно было ещё вписать 15-минутную лекцию на тему истории коллажа. Поэтому при разработке программы занятия я руководствовалась тем, чтобы задания были несложные, но с понятным и предсказуемым эффектом. При этом надо было показать коллаж как взрослую самостоятельную художественную технику, а не вот это вот вырезание голов и подставление их к туловищам других людей, как на стенгазете.
В итоге в своей лекции я останавливалась в основном на опыте дадаистов, больше всего показывая работы Ханны Хёх – этого было достаточно и для понимания, и для наглядных примеров. К четвёртому и пятому занятиям добавила ещё конструктивистские афиши Родченко – из чистого патриотизма. И рассказывала про современный опыт – про то, что существует «Режь да клей», что коллаж живёт и процветает, очень кстати было ввернуть про фестиваль и выставку. Это сразу слушателей убеждало.
Отмечу, что чем проще я говорила о художниках и их работах, об их мотивации, тем проще было участникам воркшопа. Однажды я, видимо, малость переборщила с рассказом об истории коллажа (даже не в плане хронометража, а настроения), может, говорила слишком серьёзно. И это сразу как-то настроило участников пессимистически – они усомнились, что тоже так смогут.
Но чаще всего лёд всё-таки удавалось растопить очень весёлым заданием с вырезанием ртов, глаз и носов, а затем компоновкой из этого нового лица (задание Ирины Севостьяновой с интенсива на фестивале). Это задание очень простое в плане поиска материала – конкретика. Не вот это вот «ищите то, что понравится, что на вас посмотрит». И это весело и приятно делать и в процессе, и в результате. Хотя кто-то нет-нет да говорил: «Как же это мы режем их лица, им, наверное, не очень приятно». Вспоминали какие-то новости про расчленёнку. Но я мигом отметала это, говоря о том, что это не люди, а бумага. И если они пошли в модели, должны были понимать, что всякое может приключиться с их изображением.
Затем мы либо дополняли полученное в первом задании лицо туловищем и прочими деталями (тоже обязательно составными), либо создавали нового персонажа. Думали о том, какой создаётся образ при использовании той или иной детали. Были совершенно потрясающие примеры, настоящие шедевры – например, коза с телом девушки, в этом коллаже всё было выдержано по пропорциям и цветам. Или мне ещё запомнилась участница, которой было за 80, и она сделала даму-гусара и её кавалера. Кстати, вот эта участница была менее всего зашорена в своих суждениях и откровенно веселилась всё занятие.
Третьим заданием на первых трёх воркшопах я делала абстрактный коллаж. Мы делали его из обрезков. Но убедилась, что оно настолько не для всех, что редко срабатывало. Хотя я пыталась вывести участников на разговор не об эмоциях, а сочетаниях цветов и форм. Это срабатывало, но крайне редко. Чаще всего, даже если кому-то удавалось сделать что-то красивое, результат вызывал недоумение. И я решила, что буду давать это задание только тем, кто сильно быстрее других справляется с заданиями.
Также не очень удачным оказался эксперимент с перемонтажом: когда изображение делится на части равного размера и одинаковой формы. Например, на квадраты, или на диагональные полосы. Здорово получается с крупными формами. С этим заданием вышло так, что оно получилось эффектным лишь у примерно трети участников, а у одной участницы не получилось совсем. И она громко возмущалась по этому поводу – чем нарвалась на моё замечание. Вообще с людьми старшего возраста работать – всё равно что с детьми подчас. Однажды одна участница не захотела делиться с другой фоном, который ей был не нужен. При том, что она вырвала его из моего журнала.
В общем, я решила не рисковать. И все авангардные методики с неконкретным и непрогнозируемым результатом оставить для тех, кому они будут интересны. Узнать это можно только в процессе занятия.
Вместо этого я добавила задание «сделай из одного два» авторства Ольги Кирсановой. Это когда нужно из одной модели с типичной фэшн-съёмки (казалось бы, совершенно бедный материал) сделать два персонажа. Двух людей, животных или чудищ. Зашло на ура! Были гениальные вещи, когда участница сделала ящерицу – хозяйку Медной горы, вдохновившись цветом и текстурой ткани платья. Это очень крутое задание для прокачки важнейшего скилла – понимания того, что абсолютно всё может быть материалом. И что не нужно искать готовое изображение того, что ты представляешь. Ты это можешь вырезать из чего угодно! И вообще вдохновляться текстурами, формами, идти от материала, а не искать готовое решение. Тогда из каталога «Пятёрочки» можно шедевр слепить.
Одно из занятий, пятое, я проводила для слабослышащей группы с переводчиком. Зная, что русский жестовый язык отличается от обычного, я максимально просто выражала свои мысли. Но каково было моё удивление, когда я понимала, что переводчица и от этих крупиц информации оставляла лишь пыль. И потом в какой-то момент она и вовсе не переводила то, что я говорю. Или долго откликалась на мою просьбу перевести, когда я хотела поговорить с кем-то. Очень жаль, потому что были участники, которые ничего не делали, а мне хотелось их приободрить.
Но с теми, кто охотно резал и клеил, я отлично пообщалась и без слов. Можно было просто двигать руками вырезки, подталкивая к лучшему, на мой взгляд, решению. И мы очень много смеялись вместе и улыбались. Вообще эмоции – главный канал общения.
Важный завершающий этап творческого занятия – это «выставка». Я научилась этому тоже на воркшопах «Режь да клея». Развешиваем работы на стене, и каждый автор комментирует свою. Очень здорово, как сами участники интерпретируют сделанное ими. Даже если всё начинается с «да мы же просто вырезали и наклеили», то заканчивается обычно всегда «и вот так, я считаю, должна вести себя женщина». Чем-то философским, в общем.
Интересные ассоциации бывают и у зрителей, других участников воркшопа. Они могут понимать работу совершенно иначе. Или удивительным образом угадывают, о чём она. Ещё обычно все всегда однозначно определяют, где истинный шедевр. Было такое, что ту самую девушку-козу унесла не её автор, а другая участница. Вот такая сила искусства. И самое главное – в итоге все признавали, что они-таки могут быть художниками. И что искусство не так далеко от них, как им казалось.
Текст, опыт и фотографии: Наталья Цибанова
Коллаж: Кристина Клемешова