Как Ирина Севостьянова освободилась от текста в коллаже и вернулась к нему через годы, расстояния и с другим пониманием приложения букв к искусству.

Эта серия коллажей была создана специально к моей персональной выставке. Собственно, название выставки ссылается на название серии. Или наоборот, не помню как оно там было на самом деле.

Коллажи сделаны из архивного материала, личного и найденного:
— фотокарточки моего деда в молодости и старости, с памятными надписями. А так же незнакомая тётя с найденного фото;
— мои справки о флюорографии и кардиограммы;
— мебельные этикетки и упаковка;
— чужие рукописные письма и телеграммы, соединённые вместе;
— листки возврата из библиотечных книг и страницы с библиотечными штампами. Некоторые из бумажек я нашла в этих книгах, они были использованы в качестве закладок.

Десять лет назад, когда я начала активно клеить коллажи, текст был важной частью почти всех моих работ. Картинка плюс фраза работали прекрасно в паре и создавали нужный эффект (юмор, драма, двойной смысл и т.д), а в визуальной части преобладал «обмен головами». Выкладывая коллажи в соцсети, я ощутила на себе первую волну интереса и одобрения от публики, что укрепило мою уверенность в себе как коллажисте. Что скрывать, я и сама была от себя в восторге! Мне нравилось то, что я делаю и как. Хотя иногда я немного шла на поводу у зрителя-поклонника, повторяя наиболее удачные ходы и приёмы. Лет пять топталась на одном месте, пока у меня не появилось чувство, что я хочу чего-то большего. Появились наставники, под влиянием которых стали меняться мои взгляды на коллаж, каким он должен быть. Что «коллаж с текстом — это не искусство» (хотя текст в коллаже — отдельная тема, я имею в виду свои ранние работы), что коллаж разнообразен и повторять саму себя мне скучно. Да, я всё ещё могу «играться с головами и туловами», но вернуться к фразам в коллаже — ни за что.

Серия «Субтитры памяти» — это возвращение к тексту, но в ином виде. Архивный материал компонуется на картоне блоками. Слова сплетаются в шифры, превращаются в случайные и неслучайные ребусы, отгадок на которые нет. Бумажные фрагменты являются ностальгическими ссылками моей памяти в прошлое. Возможно, коллажи покажутся зрителю недостаточно эффектными/ любопытными/ «коллажными», поскольку не срабатывают «моментально», как их собратья с дешёвыми приёмами, описанными в начале. И здесь нет красивых или смешных картинок, манящих взгляд и щекочущих нутро. Но и чрезмерных глубин тут тоже нет. Я могу себе позволить наконец-то делать то, что захочу без оглядки на мнение зрителя/будущего заказчика или кого-то там ещё. В общем, не все серию поймут, но она и не для всех. А для тех, с кем мы на одной волне.

 

В период, когда мне было 13-15 лет я активно вела переписку с единомышленниками по почте. В самые горячие времена мне приходили десятки писем в неделю. И хотя тогда почтовые тарифы не сильно кусались, карманных денег все равно не хватало на моё хобби. По началу я покупала на почте конверты с напечатанной литерой. Но в то же время заметила, что некоторые мои друзья по переписке сами делают конверты и сами клеят на них марки, что удешевляет процесс. Иные же переписчики и вовсе шли на хитрости: использовали гашёные марки, стирая штемпель или переклеивая его поверх свежими марками меньшего номинала. Другие заклеивали литеры скотчем, давая возможность получателю письма использовать их повторно, нужно было лишь вырезать из полученного конверта и приклеить на новый. И у них прокатывало! А у меня такое срабатывало в порядке исключения. В большинстве случаев отправленные письма возвращались ко мне с записочками от сортировщика, где рукой было написано, как и что делать нельзя и марок на какую сумму необходимо доклеить. Дело было в Чапаевске, городок маленький, работники почты бдительные. Все эти бумажечки я, конечно же, хранила. И вот только решилась их пустить на коллажи. Способ наклейки блочный, без применения ножниц.