Приобщайся к ассамбляжу, товарищ. Михаил Цельмс собирает старое и делает из него новое. Новое можно вешать на стену и выводить в свет. Что, как, зачем и почему Михаил поведал с своей статье.

 

Почему ассамбляж?
Решение пришло не сразу. Все было. И бумажная коллажистика с вырезками из газет и журналов (богатый выбор чужих шрифтов и фраз, ассоциативные ряды с чужими фото). И восторг от освоения Photoshop, с наборами прекрасных (но чужих) фильтров и готовых плагинов. А ещё конструирование бус как арт-объектов: уже возник интерес к формированию объёмных композиций. Наконец я пришел к ассамбляжу. Сегодня мне интересно собирать абстрактные коллажи из «мусорного» материала (обломков, осколков, выброшенных и сломанных вещей).

 

Почему из мусора?
Во-первых, это просто весело! Все мы когда-то были детьми. Мальчишки самозабвенно набивают карманы хламом и несут его домой. Но мама заругает, заставит выбросить. А теперь можно. Искусство должно быть весёлым и легким, без вязкой вымороченности. Однако не всё так просто. Есть ещё философия РЕНЬЮ-арт, или «искусства воссоздания» (придуманная мной «фишка»). Все на свете старится, приходит в негодность, болеет и умирает. Это меня очень печалит. Нет вечной жизни на Земле, и даже любимые ботинки придется однажды отнести на помойку, а любимая чашка разобьётся. Однако и «осколки цивилизации» могут обрести вторую жизнь в искусстве, даже более важную и долговечную* (*скромность, скромность).

 

 

Почему абстракция?
Вообще-то, абстракция – это высший пилотаж визуальных искусств, художники приходили к ней, в совершенстве освоив азы реалистической живописи. Но нет такого запрета, который бы не позволил мне прийти в царство абстракции «с чёрного хода». Я брал уроки живописи и композиции, но конечно не профи. Однако для абстракциониста важнее, на мой взгляд, другие вещи.

 

Какие?
Во-первых, природное чувство прекрасного, чувство композиционной взвешенности, соотношения пустого и наполненного, тёмного и светлого. Чувство цвета тоже важно. Всё это можно и нужно развивать. И конечно, академические знания тоже не повредят. У кого нет художественного образования, может все равно пополнить залатать прорехи в знаниях, хотя бы используя Интернет.

Во-вторых, необходимо научиться отключать рацио. Всегда есть огромное искушение изобразить что-то предметное: собачку, человека, дерево, домик. Абстракция же работает с подкоркой, с подсознанием. С миром чувств и идей, намеков и ассоциаций. Только форма и цвет, попробуйте – вам понравится!

 

 

Техническая сторона
Что необходимо? Доска (дерево, ДСП, толстая фанера) и элементы коллажа – предметы, которые на ней крепятся. Я использую ржавые железяки, старую фурнитуру, обломки машин и механизмов, куски пластика и стекла, а также бижутерию (в основном битую и поломанную). Стараюсь не брать предметы, изначальная функция и дизайн которых слишком целы, – это опять как использовать чужие плагины Photoshop. Лучше намеренно разломать почти целую расчёску, отражатель фары авто или детскую игрушку на неведомую мозаику осколков. А потом воссоздать из них новую реальность, руководствуясь лишь подсказками подсознания и творческим чутьем.

Наконец предметы разложены. Это может занять у меня от нескольких минут до нескольких недель (второе чаще). Как их закрепить? Я использую клей («Момент» и т.п.) или саморезы. Вывод: у каждой детальки должна быть либо плоская поверхность (приклеить), либо отверстие (прикрутить).

 

 

Ещё одна немаловажная часть ассамбляжа – фон. Можно с этого начинать, а можно сделать фон в самом конце, когда ясна цветовая гамма и фактура фрагментов. Я фотографирую композицию и перекладываю на дополнительную поверхность рядом. А на доске делаю фон. Обычно сначала клею обойным клеем марлю, холстину или куски материи (но это может быть что угодно, от голой доски до змеиной кожи или бумаги ручной выделки). Дальше фон красится. Чаще всего я использую акрил или гуашь, смешанную с клеем ПВА. Иногда фон намеренно царапается наждачной бумагой или еще как-то оформляется, я и сам не знаю, что придумаю в следующий раз. Наконец на готовом фоне фрагменты выкладываются вторично. Все осколки-обломки отмыты, ошкурены, некоторые покрыты лаком, краской. Композиция готова к монтажу. Последний этап – мелкое декорирование. Искусственные цветочки, бусины, шайбочки, иногда напечатанные на принтере фотографии или слова. Всё это дополняет общую абстрактную картину, придает ей законченность, делает живой и волнующей. Остается всё склеить-скрутить – и повесить на стенку.

 

Про хранение
Я живу в трёшке, одна комната отведена под мастерскую. Завалена вся коллажами. Не скажу, что счастлив от такого положения вещей, но другого пока не придумал. В шкафы, на антресоли, просто повесить на стены, в том числе на даче – всё это тоже сделано. Но коллажей уже реально много. Хотя я не «гоню план», даже наоборот сейчас делаю медленней, на один коллаж уходит до 1,5 – 2 месяцев.

 

Зачем ты это делаешь?
Такой вопрос мне задают довольно часто. Я выставлял свои работы в Берлине и Лиссабоне, в Москве и Улан-Удэ, делал групповые и персональные выставки на известных площадках (Винзавод, Политехнический музей, Зверевский центр и др.) и в маргинальных помещениях арт-тусовок. Украшал гламурный шоурум на Арбате и хипповский фестиваль. Но ассамбляжи не принесли мне ни денег, ни славы. И это нормально. Нельзя получить всё (то есть можно, но уж совсем редко). Коллажи дали мне способ выразить себя, показать миру, «что у художника внутри». Это моё стремление быть понятым, и одновременно желание понять окружающий меня мир. Делая РЕНЬЮ-арт-ассамбляжи, я познакомился с удивительными, талантливыми и яркими людьми, художниками, творцами своих миров. Искусство много требует от человека, но даёт оно неизмеримо больше. Хотя это – далеко не всегда материальное.

 

Про фильм
Когда старый друг, работающий на RuTracker, узнал про мое творчество за рюмкой чая, сказал задумчиво: «Вот было бы интересно, если про это снять фильм. Мы б его разместили» Я задумался, стал всех обзванивать, фотографов, операторов знакомых. Кто-то откликнулся. Но основная заслуга конечно режиссера Arсheornis, спасибо ему! Снимали у меня дома и на природе, был и сценарий, и импровизации. В общем, несколько месяцев веселья и труда, и 18 минут на выходе. Сегодня «Картинки с мусорки» можно посмотреть, например, на Youtube.

 

Больше ассамбляжей на сайте Михаила:
http://renew-art.wixsite.com/renew-art

 

Текст: Михаил Цельмс
Фото: из архива Михаила Цельмса, Вадим Димов