Некоторые коллажисты не очень серьёзно относятся к презентации своих работ в интернетах. Кто-то ленив, кто-то не придаёт этому значения, а кто-то вообще не видит разницы между технически хорошей и ужасной электронной копией их бумажного коллажа.

Если фотографии ваших коллажей в интернетах жёлтые, нерезкие, тёмные, пересвеченные и содержат всяческий другой технический брак, просто прекратите это. Начните уже уважать вашего зрителя.

К тому же, хорошо снятые и отсканированные работы повышают ваши шансы на любовь и признание, ведь многие коллажи при плохом качестве фотографии или даже скана теряют свою прелесть и их легко не замечать в адски огромных потоках новостных лент соцсетей. И да, проставление хештегов разных сообществ, в которых вы хотите заполучить публикацию, становится бессмысленным, ибо при наплевательском подходе к качеству вероятность публикации уходит в минус.

Если коллажи для вас не просто блажь, а уже устоявшееся хобби или хлеб и вы планируете делать их и в будущем — обзаведитесь сканером. Либо фотографируйте свои работы, если уж не на хорошую зеркалку, так хотя бы на телефон при хорошем освещении. Давите в себе ночные позывы быстренько снять свеженький коллаж при свете луны или 40-ватной лампы. Бейте себя по рукам или попросите родных и близких следить за вами.

Если у вас уже есть сканер — отлично. Работы формата А4 сканируйте минимум с разрешением 300 dpi, это оптимальное разрешение для печати, на случай производства цифровых копий. В настройках сканера снимайте всяческие галки, которые сулят вам убирание пыли, царапин, растра и всего прочего. Эти штуки думают, что улучшают ваше изображение, но на самом деле НЕТ. Сняв все галки и сканируя с нормальным разрешением вы сохраняете текстуры вашего коллажа, которые при сканировании с меньшим разрешением и с убиранием пыли-растра слипаются в кашу. Для коллажей меньшего размера используйте более высокие разрешения, чтобы потом можно было увеличить размеры файла без потери качества. В принципе, вы можете сканировать с высокими разрешениями и большие работы, чтобы потом распечатать их ещё большего размера.

Например, отсканировав марку с разрешением 1200 dpi и изменив его у скана в Adobe Photoshop, вы сможете напечатать картинку в 4 раза больше исходной марки.

Важно. При изменении разрешения оставьте только галку Constrain Proportion, остальные снимите. Хоп-хоп и сантиметры увеличились в 4 раза.

Теперь можно перейти к теме, заявленной в заголовке. Казалось бы, у вас уже есть сканер и все проблемы отступают. Но тут тоже есть подвох. Например, вы делаете коллажи формата А3, А2, может даже и А1, а ваш сканер рассчитан на А4. Вы страдаете и довольствуетесь лишь фотографиями. Но фотографии не всегда подходят для дальнейшего использования коллажей. Например, при фотографировании тяжело снять коллаж идеально перпендикулярно, чтобы не появились искажения перспективы. А кривой коллаж не напечатаешь на футболке или чехле для телефона.

Разберём, что делать в таких случаях на примере формата А2, но этот принцип подходит для любого формата. Сначала мысленно разбиваем коллаж на несколько частей, а потом сканируем эти части, но уже по-настоящему. При этом части должны быть внахлёст достаточно сильно, сантиметров по 3-5 с каждой стороны будет совсем неплохо, можно и больше.

Так как формат бумаги большой, она будет пытаться скрутиться или ещё как-нибудь вспучиться, чтобы не прилегать к стеклу сканера по всей поверхности. Поэтому при сканировании прижимайте рукой крышку сканера, чтобы максимально большая площадь получилась в резкости. Если крышка сканера мешается, потому что нужно сканировать центральные сегменты очень большой работы, снимите её, но всё равно прижимайте бумагу к стеклу.

Самые краешки сканов могут быть затемнёнными и нерезкими, но ничего страшного, эти места благодаря мудрости Adobe Photoshop не войдут в конечное изображение. Главное, чтобы коллаж был поделён на максимальное количество кусков с хорошим нахлёстом.

Если же вы делаете огромные коллажи не на бумаге, а на более твёрдой поверхности, которую фигушки прижмёшь к стеклу даже в центре, при покупке сканера обязательно обратите внимание на глубину его резкости, это спасёт вас от мытости.

В случае формата А2 у нас получилось 8 частей: 4 части сверху, 4 снизу, в случае с А3 может хватить всего 3 в один ряд.

Далее воспользуемся стандартной функцией Adobe Photoshop для сшивания панорам из фотографий, про которую не все знают или забывают использовать в контексте сканирования.

Меню File → Automate → Photomerge

Выбираем файлы из нужной папки.

Оставляем автоматический режим и жмём «OK».

Процесс сшивания может занять некоторое время. Чем с большим разрешением вы отсканили файлы, тем больше они весят и тем дольше будут обрабатываться. Так выглядит промежуточная стадия, которая лишь на миг показывается и пропадает в безумных умных жерновах Adobe Photoshop:

При сканировании крайних частей коллажа желательно оставлять по краям пустое пространство, а не подтыкать бумагу в угол сканера. Потому что иногда, при более плотном коллаже, а не как в примере, Adobe Photoshop впадает в ступор, отказывается сшивать и выдаёт якобы сшитую картинку, но это просто сложенные в стопку слои. Если такое произошло или пересканьте с полями, или добавьте их, увеличив размер канвы в файле.

После всех пыхтений компа, вы получите вот такую картинку:

На панели слоёв будут отображены все куски и масками выделены те места, которые программа взяла в общий коллаж. Поотключайте поочерёдно слои и проверьте, что все детали сошлись и всё хорошо. Делайте это на большом увеличении.

Если где-то сшилось криво, весьма вероятно, что вы сделали слишком маленький нахлёст, поэтому лучше отсканируйте заново с бОльшим нахлёстом или увеличьте воображаемую разбивку и количество кусков для сканирования.

После этого можете сливать все слои в одну картинку: меню Layer → Merge Visible (Shift + Ctrl + E). И вот мы получили огромный скан огромного коллажа в отличном качестве.

Далее проворачивайте полотно, чтоб выровнять горизонт, крутите уровни, сохраняйте этот большой файл для потомков, а дальше проводите любые известные вам манипуляции или образмеривайте до приемлемого для интернетов размера.

И напоследок. Всегда сохраняйте оригинал любого скана коллажа небольшого размера и уже сшитого большого. Вы не знаете, когда, где и какого размера вам могут понадобиться ваши коллажи и можете сильно попасть впросак, не сохранив исходники и ограничиваясь хранением лишь маленького файла для интернета, который потом никуда не сгодится.

Помните. Хорошее качество и уважение к зрителю.

 

Текст и иллюстрации: Ольга Кирсанова